Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
«Всего несколько лет назад ей казалось, что мир кончается за околицей . Но однажды Доготлуко принялся читать ей «Робинзона Крузо», и у нее перехватило дыхание от восторга: мир оказался ошеломляюще велик и . чудесен, с его безграничными океанами, неизведанными .землями, дебрями лесов и хребтами, с его городами и .пустынями .
С тех пор Нафисет приникла сердцем к книгам. Сначала она переживала муки жаждущего перед недосягаемой влагой, мерцающей во мгле глубокого колодца: она почти не понимала по-русски . С необыкновенным упорством и терпением Нафисет начала пробиваться сквозь толщи непонятного языка. Постепенно она усвоила такой запас русских слов, при помощи которого можно было смутно улавливать очертания чудесной тайны книг. Постепенно она овладела русским языком настолько,
что хоть смутно стала понимать общий смысл прочитанного. И тут-то она ощутила всю неотразимую сладость книг и безвозвратно отдалась им . уносилась на крыльях вообра жения, как на ковре-самолете, в неведомые края.» Далее писатель рассказывает о том, как его героиня приобрела вкус к серьезному чтению. Эта история привлекает точностью психологических характеристик юного человека, овладевающего трудным искусством чтения, да еще не на родном языке.
Обращение М. Горького, и рассказ Т. Керашева неприменно вызовут душевный отклик у юных читателей.
Учитель подчеркивает две мысли М. Горького о значении книги: книга помогает больше узнать, открывая новый мир, книга учит любить и уважать людей, т. е. чувствовать. Знать и чувствовать.
3. Задание: Послушать выразительное чтение учителем отрывка из 3-й части романа «Дорога к счастью» и сказать, какой момент особенно понравился и почему?
4. Задание; Найти и выразительно прочитать в этом отрывке строчки, перекликающиеся с мыслями М. Горького о книге («мир оказался ошеломляюще велик и чудесен» . «уносилась на крыльях воображения» . «пыталась открыть тайные родники порывов и надежд человеческой души» и др.). Тексты отрывка из романа Т. Керашева на адыгейском или в переводе на русский язык учитель готовит заранее.
5. Беседа: Расскажите, как Нафисет училась читать по-русски. Как вы понимаете выражение: «Она приобрела вкус к серьезному чтению»? Докажите на примерах из рассказа.
Учитель комментирует ответы, обращает внимание на то, что М. Горький очень кратко, без примеров, сказал о значении книги—окна в новый мир, а Т. Керашев показал девочку Нафисет, которая заглянула в это окно. Писатели по-разному говорят об одном и том же, потому что у них разные цели. М. Горький прямо призывает читателя любить книгу, а Т. Керашев делает это примером своей героини. А вот поэт Р. Гамзатов о значении книги сказал коротко и тоже поэтично:
«Страница здесь похожа на окно:. Открывшему увидеть мир дано».
Учитель предлагает выучить те высказывания о роли книги, которые детям больше всего понравились у М. Горького, Т. Керашева и Р. Гамзатова.
Сложно формировать на материале русской литературы с привлечением отрывка из повести Т. Керашева «Дочь шапсугов»—«анч.ок поймал медведя», в котором повествуется о народном герое Хатхе Мхамете и юном Анчоке, сыне доблестно погибшего в Бзиюкской битве Моса. Главы романа Д. Костанова «Мос Шовгенов» и повести К. Жанэ «Хусен Андрухаев» знакомят учащихся с понятием героического характера литературного героя
В рассказе Т. Керашева «Сестра партизана» прослежены истоки героического характера, что поможет учителю убедительнее раскрыть типичность героя «Повести о настоящем человеке», несмотря на кажущуюся его исключительность.
Возможно самостоятельное выполнение учащимися таких, например, заданий:
1. Сравните стихотворения К. Кулиева «Руки» и К. Жанэ «Я славлю руки человека». Есть ли между ними сходство и чем они отличаются?
2. Чем близки и чем отличаются «Дубровский» А. С. Пушкина и «Абрек» Т. Керашева?
К. Жанэ рассказывает сначала, как в ауле чествуют знатного человека, и заканчивает свое стихотворение словами: «Слава вам! Славлю вас, руки людские! Женские руки, руки мужские! Все, что хорошего в мире от века,— все это дело рук человека!» Стихотворение К. Жанэ все написано о добрых руках, а у К. Кулиева противопоставляются «руки палачей и руки мастеров», но главная мысль—тоже прославление добрых рук» (Нальбий К)
Как видим, учащиеся улавливают смысловое сходство и различие стихотворений в способах выражения идеи. Прием сопоставления помогает это увидеть.
Таким образом, изучение двух литератур в их контактных и типологических связях заключает широкие возможности литературного развития учащихся.
Литературное краеведение в школьном литературном клубе — часть его работы, тем не менее оно занимает довольно значительное место. Поездки учащихся литературно-краеведческого характера классифицируются следующим образом: 1) поездки с целью сбора дополнительных литературных материалов, представляющие собой один из видов поисковой литературной работы, имеющие характер исследования; 2) поездки с целью знакомства с памятными литературными местами, имеющие характер экскурсии; 3) поездки с целью пропаганды творчества писателя.
Статьи о педагогике:
Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...
Содержание логопедической работы по формированию
синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с
ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...
Определение и классификация педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Рассмотрим данное определение у разных авторов. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования