Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 4

«Всего несколько лет назад ей казалось, что мир кон­чается за околицей . Но однажды Доготлуко принялся читать ей «Робинзона Крузо», и у нее перехватило дыха­ние от восторга: мир оказался ошеломляюще велик и . чудесен, с его безграничными океанами, неизведанными .землями, дебрями лесов и хребтами, с его городами и .пустынями .

С тех пор Нафисет приникла сердцем к книгам. Сначала она переживала муки жаждущего перед недосягаемой влагой, мерцающей во мгле глубокого колодца: она почти не понимала по-русски . С необыкновенным упорством и терпением Нафисет начала пробиваться сквозь толщи не­понятного языка. Постепенно она усвоила такой запас рус­ских слов, при помощи которого можно было смутно улавливать очертания чудесной тайны книг. Постепенно она овладела русским языком настолько,

что хоть смутно стала понимать общий смысл прочитанно­го. И тут-то она ощутила всю неотразимую сладость книг и безвозвратно отдалась им . уносилась на крыльях вообра жения, как на ковре-самолете, в неведомые края.» Далее писатель рассказывает о том, как его героиня приобрела вкус к серьезному чтению. Эта история привлекает точно­стью психологических характеристик юного человека, овла­девающего трудным искусством чтения, да еще не на род­ном языке.

Обращение М. Горького, и рассказ Т. Керашева неприменно вызовут душевный отклик у юных читателей.

Учитель подчеркивает две мысли М. Горького о значении книги: книга помогает больше узнать, открывая новый мир, книга учит любить и ува­жать людей, т. е. чувствовать. Знать и чувствовать.

3. Задание: Послушать выразительное чтение учителем отрывка из 3-й части романа «Дорога к счастью» и ска­зать, какой момент особенно понравился и почему?

4. Задание; Найти и выразительно прочитать в этом отрывке строчки, перекликающиеся с мыслями М. Горького о книге («мир оказался ошеломляюще велик и чудесен» . «уносилась на крыльях воображения» . «пыталась открыть тайные родники порывов и надежд человеческой души» и др.). Тексты отрывка из романа Т. Керашева на адыгей­ском или в переводе на русский язык учитель готовит зара­нее.

5. Беседа: Расскажите, как Нафисет училась читать по-русски. Как вы понимаете выражение: «Она приобрела вкус к серьезному чтению»? Докажите на примерах из рассказа.

Учитель комментирует ответы, обращает внимание на то, что М. Горький очень кратко, без примеров, сказал о значении книги—окна в новый мир, а Т. Керашев показал девочку Нафисет, которая заглянула в это окно. Писатели по-разному говорят об одном и том же, потому что у них разные цели. М. Горький прямо призывает читателя любить книгу, а Т. Керашев делает это примером своей героини. А вот поэт Р. Гамзатов о значении книги сказал коротко и тоже поэтично:

«Страница здесь похожа на окно:. Открывшему увидеть мир дано».

Учитель предлагает выучить те высказывания о роли книги, которые детям больше всего понравились у М. Горь­кого, Т. Керашева и Р. Гамзатова.

Сложно формировать на материале русской литературы с привлечением отрывка из повести Т. Керашева «Дочь шапсугов»—«анч.ок поймал медведя», в котором повествуется о народном герое Хатхе Мхамете и юном Анчоке, сыне доблестно погибшего в Бзиюкской битве Моса. Главы романа Д. Костанова «Мос Шовгенов» и повести К. Жанэ «Хусен Андрухаев» знакомят учащихся с понятием героического характера литературного героя

В рассказе Т. Керашева «Сестра партизана» прослежены истоки героического характера, что поможет учителю убедительнее раскрыть типичность героя «Повести о настоящем человеке», несмотря на кажу­щуюся его исключительность.

Возможно самостоятельное выполнение учащимися таких, например, заданий:

1. Сравните стихотворения К. Кулиева «Руки» и К. Жанэ «Я славлю руки человека». Есть ли между ними сходст­во и чем они отличаются?

2. Чем близки и чем отличаются «Дубровский» А. С. Пушкина и «Абрек» Т. Керашева?

К. Жанэ рассказывает сначала, как в ауле чествуют знатного человека, и заканчивает свое стихотворение сло­вами: «Слава вам! Славлю вас, руки людские! Женские руки, руки мужские! Все, что хорошего в мире от века,— все это дело рук человека!» Стихотворение К. Жанэ все написано о добрых руках, а у К. Кулиева противопоставляются «руки палачей и руки мастеров», но главная мысль—тоже прославление добрых рук» (Нальбий К)

Как видим, учащиеся улавливают смысловое сходство и различие стихотворений в способах выражения идеи. Прием сопоставления помогает это увидеть.

Таким образом, изучение двух литератур в их контактных и типологических связях заключает широкие возмож­ности литературного развития учащихся.

Литературное краеведение в школьном литературном клубе — часть его работы, тем не менее оно занимает довольно зна­чительное место. Поездки учащихся литературно-краеведчес­кого характера классифицируются следующим образом: 1) по­ездки с целью сбора дополнительных литературных материалов, представляющие собой один из видов поисковой литературной работы, имеющие характер исследования; 2) поездки с целью знакомства с памятными литературными местами, имеющие ха­рактер экскурсии; 3) поездки с целью пропаганды творчества писателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...

Нормы речи
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи, называется морфологией. Морфология рассматривает основные типы словоизменения (склонение, спряжение), грамматические катег ...

Методы исследования профессионального самоопределения
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающ ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru