Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 3

1. Кого называют ашугом и чем отличается его язык?

Приведите примеры.

2. Чем отличается язык произведений русского народ­ного творчества?

3. Есть ли что-либо общее между произведениями рус­ского и адыгейского фольклора?

4. Найдите особенности русского народно-поэтического языка в «Песнях» М. Горького.

Эта или подобная работа необходима потому, что в учебной -хрестоматии вопрос о связи «Песен» М. Горького с фольклором, к сожалению, не ставится. Выполняя задание, учащиеся отмечают (цитируем их ответы) «много пословиц, афоризмов и народных слов», «устаревшие слова», «постоянные эпитеты», «образы-сим­волы», «складную музыкальную речь», «сказочность», пы­таются охарактеризовать особенности народно-поэтическо­го мышления, указать на историзм фольклорных произве­дений, увидеть сходство и различие между творчеством ав­тора «Песен» и адыгейскими ашугами. Типичный ученичес­кий ответ (с сохранением стиля): «В своих «Песнях» М. Горький передает историю народа, народные сказания. Можем сравнить его с нашим писателем-ашугом Цугом Теучежем. Он тоже сочинял народные сказания. Они по­хожи на «Песни» Горького. Адыги обоих назвали ашуга­ми потому, что они как бы сочиняют народные сказания, поют голосом народа. И М. Горький и Ц. Теучеж говорят о своих песнях как старые люди, мудро и справедливо. Но Ц. Теучеж отличается от М. Горького тем, что он сам не писал, т. к. был неграмотным, его песни записывали другие».

С Кубанью связан своей родословной, биографией и творчеством В. В. Маяковский. Знание этого придает о Маяковском интонацию доверительно­сти, интереса к жизни поэта, с творчеством которого уча­щиеся встречаются впервые. В.рассказе учителя их заинте­ресуют сведения о предках поэта, о матери, казаках-кубанцах. Вот что пишет об этом исследователь:

«Мать Маяковского Александра Александровна роди­лась . в кубанской станице Терновской, в семье Павленко Алексея Ивановича.» Уроженкой этой станицы была и ба­бушка поэта — Евдокия Никаноровна.

Маяковский приезжал на Кубань несколько раз. В ав­густе 1924 года в г. Геленджике поэт, по свидетельству пи­сательницы Н. Кальма, работал. Зримую обстановку этого труда помогут, воссоздать детали воспоминаний Н. Кальма: «У старого друга нашей семьи Анны Васильевны Корсаковой в Геленджике был маленький дом-мазанка, куда несколько раз; наезжал Маяковский. Ему всегда отводилась одна и -па же крохотная комната с окошком в сад, где были инжирные и персиковые деревья и стоял стол под деревом, за кото­рым Маяковский обедал и сидел с друзьями».

Дважды побывал в Адыгее и в Майкопе А. А. Фадеев. Рассказ о встречах будущего писателя с молодежью Майкопа и окружающих районов в октябре 1924 года найдет место во вступительном слове учителя о Фадееве. Друзьями пи­сателя стали журналист Г. Н. Еланкин, майкопчанин Сеня Хватов, рабочие дубильного завода, «Майбука» (ныне объединение «Дружба») и других пред­приятий города. Вскоре А. Фадеев набросал сцены рома­на «Провинция», среди которых было описание «живопис­ных национальных плясок». Как видим, Фадееву уже в пору молодости было присуще заинтересованное внимание к жизни народов страны.

А. Фадеев начал писать на Кубани, бывая в городах Новороссийске, Сочи, Майкопе, Туапсе, Армавире.

С Кубанью и Кавказским фронтом связано несколько малоизвестных фактов боевой юности Аркадия Гайдара. Летом 1920 года А. Гайдар командовал ротой 303 полка, проделавшего боевой поход в наших краях: через станицы Белореченскую, Пшехоскую, Ширванскую. Воевал А. Гайдар и в окрестностях Майкопа (за освобождение станицы Курджипской).

В горах Северного Кавказа закалялась юность коман­дира. Бойцы батальона, куда входила его рота, под холод­ным ветром и дождем, без шинелей, почти без продуктов, без соли больше месяца удерживали Тубанский перевал. Там под шестнадцатилетним командиром убило лошадь.

Больше шести месяцев служил Гайдар на Кубани и Северном Кавказе. В автобиографии он писал: «Я всегда-с большой теплотой вспоминаю огневые зори на вражьих фронтах—боевую школу, в которой прошли мои лучшие-мальчишеские годы»

Некоторые эпизоды из военной биографии А. Гайдара следует рассказать ребятам.

Таким образом, краеведческий материал по рус­ской литературы побуждает к сближениям жизненных и литературных фактов, активизирует их восприятие.

При изучении двуязычных литератур возможны и такие приемы углубления восприятия, как установление прямых и ассоциативных связей художественных образцов, ситуа­ций, лейтмотивов. Этот прием возможен, если к сопостав­лениям и сравнениям есть реальные основания и примене­ние этой методики не разрушит целостного восприятия литературного факта

Может быть методически использована идейная пере­кличка стихотворений В. И. Лебедева-Кумача и С. Михалкова со стихами К. Жанэ «Песня о родной области»

Вступительная беседа по тексту А. М. Горького «Любите книгу» обогатится новыми аргументами, особенно убедительными для школьников, если обратиться к рассказу о том, как героиня романа Т. Керашева «Дорога к счастью» Нафисет пристрастилась к чтению книг. В 3-й части романа автор пишет:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сп ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстояте ...

Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом. ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru