Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 5

На практике все эти вида литературного краеве­дения взаимопроникающи, и очень редко учащиеся отправляют­ся в путь, ставя перед собой только одну из указанных за­дач. Но в любой литературной экспедиции, как мы называем эти поездки, какая-нибудь задача все же является главной, опреде­ляющей, остальные решаются попутно.

Пример работы одного из литературных клубов. Ребята решили провести краеведческую работу по творческим местам В.В. Маяковского. Они посетили дом-музей в селе Маяковски, где встречались с Н. К. Кучухидзе и литературо­ведом Г. В. Бебутовым В музее рассматривали фотографии, предметы быта в доме Маяковских, виды Багдади, Кутаиси, обложки тетрадей Мая­ковского-гимназиста, табели его оценок, копии документов, групповые фотографии гимназистов и преподавателей. Учащиеся привезли образцы старой грузинской посуды, подобной той, какая была в семье Маяковских. Они разыскали товарища Маяков­ского по гимназии и записали его воспоминания.

В селе Маяковски наши учащиеся были гостями местных школьников, ребята подружились, был устроен совместный вечер, где наши и грузинские дети читали стихи любимого поэта.

Несколько иной характер носили экспедиции в Ленинград, Ярославль, Калинин, Тулу, Ростов, Одессу, Смоленск, Минск. Основная цель была — собрать материалы о пребывании Маяков­ского в этих местах. Это выполнялось в первую очередь. И порой приводило к неожиданному и очень важному результату, как это было, например, во время литературной экспедиции в Одессу. Ребята вместе с учительницей Мариной Анатольевной Селезне­вой обнаружили, что в «Литературной хронике» В. А. Катаняна не указано выступление Маяковского 20 января 1914 года в литературно-артистическом клубе. И еще одну поправку они внесли: 22 февраля 1924 года Маяковский выступал не в театре имени Луначарского, а в театре имени Т. Г. Шевченко. Поправ­ки были учтены при переиздании книги В. А. Катаняна, и в спе­циальном примечании редактор А. Парнис поблагодарил «акти­вистов клуба при школе им. В. В. Маяковского № 79 Москвы».

Одновременно с исследовательской в литературных экспеди­циях ставилась и цель экскурсионная, но связанная с литературой, с ее памятными ме­стами, мимо которых, находясь на месте, пройти было бы про­сто грешно. Поэтому, будучи В.Ленинграде, учащиеся побывали на Мойке, в музее-квартире Пушкина, и на Литейном проспекте у Некрасова (в здании «Современника»), и на Волковом кладбище, и в местах, связанных с Достоевским. Были в Ярославле— съездили и в Карабиху, в Калинине—в Берново, в Туле—в Ясную Поляну. Это не отступление от Маяковского, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно-воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.

Поездки на слеты и конференции также носили определен­ный экскурсионный характер. Например, поездка на слет лите­ратурных краеведов в Пушкинские Горы. Там учащиеся рассказывали о своем клубе, о работе в нем, экспонировали передвижную выставку, выступали с художест­венным чтением, они достойно представляли свою школу, но эта поездка была для них и наградой: они побывали у Пушкина.

Поездка на слет в Архангельск дала учащимся возможность оказаться на борту газотурбохода «Теодор Нетте». Еще ездили на слет в Бердянск, где приобрели много друзей-маяковцев (но специально литературных экскурсий там, к сожалению, не было).

Говоря о литературно-краеведческой работе школьного клуба, мы до сих пор отмечали только поездки, экс­педиции. Однако литературное краеведение включает в себя также исследование пребывания писателя, его творческой жизни непосредственно в том городе или селе, где находится школа. В литературную экспедицию можно отправиться и пешком, и на общественном транспорте. Дело в том, что в Майкопе был М. Горький. Даже сохранились первозданным те места, где он пребывал. И если учитель сможет заинтересовать ребят, то, организуя литературный кружок, можно собрать великолепный материал о пребывании писателя в нашем городе .А проделав эту работу, можно провести в школе вечер, предоставив своеобразный отчет о проделанной работе. Я думаю, что всем учащимся будет интересно услышать об этом, и они уже по другому отнесутся к творчеству этого писателя.

Литературное краеведение и должно быть направлено прежде все­го на изучение литературной жизни, на сбор материалов о ней непосредственно там, где находится школа. Поездки же — это вто­рой этап, задача которого — пополнить, расширить запас сведений и соответственно материалов.

Н. И. Кудряшев в статье «О взаимосвязи методов обучения в процессе преподавания литературы» писал: «Искусство общения учителя с учениками проявляется и тогда, когда выдвигается проблемный вопрос, проблемное задание, требующее от школьников овладения не только новым знанием, но и новым умением. Ответственность учителя и степень умения учить школьников не уменьшаются, а увеличиваются, когда он дает им задания, требующие самостоя­тельного собирания и анализа материала, умения его обобщить».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...

Обучение письму
Собственное письмо дошкольников с нарушенным слухом используется исключительно в целях фиксации слова в графическом коде. Первоначально дети воспринимали слова зрительно с табличек в целом виде (синтетически). Знакомые короткие слова они могут уже срисовать в 3 года. По мере продвижения детей в реч ...

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка
Эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка остаются еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru