Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 2

4. Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.

Вначале инициатива краеведческого поиска обычно исходит от учителя

В каждой области найдутся свои объекты поиска, свя­занные с литературным краеведением. Работа эта увлекает уча­щихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, вос­питывает чувство интернационализма.

Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка, пред­ставители комсомольской и пионерской организации школы.

Интересный тематический вечер можно провести, например, о пословицах и поговорках.

Участникам литературного кружка заранее дается задание:

-записывать в специальную тетрадь пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, которые они узнают из газет, книг, радиопередач, разговоров со старшими и т, д. Сбору на­родных пословиц и поговорок посвящаются также специально организованные походы и экскурсии по близлежащим селам. Они могут обогатить учащихся разнообразным фольклорным материалом.

Участники кружка не ограничивают свою работу только записью фольклорного материала. Они стараются узнать исто­рию и происхождение пословиц, афоризмов, изречений, басен, притч. Наиболее интересные из них заучивают, стремятся упот­ребить в своей речи, в ответах на уроке. На занятиях кружка подводятся итоги, материал систематизируется по темам: по­словицы (афоризмы) о Родине, труде, дружбе, учении, природе и т. д. Каждое последующее занятие кружка обогащает речь участников новыми словами, фразеологизмами, образными выра­жениями. Можно предложить учащимся составить альбом по­словиц и поговорок, проиллюстрировать отдельные из них. Так можно собрать и адыгейские пословицы и поговорки.

К вечеру школьный зал красочно оформляется плакатами, на которых написаны пословицы и поговорки о языке и высказывания известных писателей о пословицах и поговорках. Например: «Книга—ключ к знаниям», «Острый язык—дарова­ние, длинный язык—наказание».

Можно подготовить литературную композицию, в которой примет участие большое количество школьников.

Кружковую работу можно провести и такого рода. Например: несколько занятий можно посветить знакомству и беседе по произведениям местных авторов.

Русско-адыгейские литературные связи начали складываться еще в XIX веке. Однако факты литературно-культурного взаимодействия и писательских контактов рас­сматриваются в работах ряда адыгейских и кубанских ли­тературоведов (П. Веленгурина, М. Савченко, Т. Степано­ва, А. Схаляхо), находят место в преподавательской прак­тике словесников Адыгеи). Но эта практика касается лишь старших классов и носит эпизодический характер.

Попытка краеведов систематизировать, имеющийся матери­ал. Так как многие произведения уже не входят в программу по литературе, но и на наш взгляд, дети должны знать и прочитать несколько произведений. Это наша история, и учащиеся могут познакомиться с ней со страниц художественных произведений и с разных позиций увидеть происходящее в России.

С Кубанью и Адыгеей связаны жизнь и творчество до­революционных русских и советских писателей. Мы располагаем подробными сведениями о пребывании на Кубани, в Адыгее, в Майкопе А. М. Горького в конце прошлого, на­чале нынешнего века и в советское время. Широко извест­ны впечатления писателя от кубанских станиц и адыгейской земли, природы Северного Кавказа в рассказах «Мой спут­ник», «Чужие люди», «Два босяка», «Дед Архип и Ленька» и других. Этого материала достаточно для того, чтобы ис­пользовать отдельные факты, интересные учащимся. В последнем случае краеведческие сведения необ­ходимы и потому, что «Черноморье вдохновило Горького на создание . «Песни о Соколе»[5,78]. Как известно, она бы­ла напечатана первоначально под названием «В Черноморье».

«Песни» А. М. Горького—самые первые произведения русской литературы, Переведенные на адыгейский язык. Переводы были сделаны еще в 1929 году. И хотя мотивы выбора этих произведений для перевода ясны, можно при­вести следующее свидетельство большого авторитета М. Го­рького у адыгейского народа. В 1968 г. поэт К. Жанэ писал в «Адыгейской правде»: «Адыги считают М. Горького своим писателем . Недавно старейшие жители аула Уляп Красногвардейского района, послушав по радио на родном языке песни о Буревестнике и Соколе, сказали так: «У него каждое слово бьет без промаха и навсегда западает в ду­шу. Он говорит,-как народный сказитель, как ашуг. Горь­кий—наш родной писатель. Он настоящий нарт литерату­ры»

Эти факты во вступительном слове к «Песням» помогут создать нужную психологическую установку на воспри­ятие произведений писателя.

Приведенная цитата может стать источником проблем­ных ситуаций, активизирующих самостоятельную поисковую деятельность учащихся посредством задания: докажи­те, что в «Песнях» М. Горький говорит как народный ска­зитель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, о ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...

Внедрение инновационных технологий в практику школ
Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высок ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru