Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 1

Задачами данного параграфа являются:

1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников.

2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников.

Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, если будут использоваться различные методические наблюдения; и в процессе нашей работы мы будем устанавливать причинно- следственные связи.

Далее опишем педагогические условия, способствующие развитию внимания и наблюдательности детей на экскурсиях.

Н. Ф. Виноградова считает, что научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире – процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.

Развитие наблюдательности, считает В. М. Кузина - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. В процессе развития восприятие может переходить в теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, или же восприятие может переходить в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.

Далее представим ряд диагностических методик на развитие внимания и наблюдательности детей, которые могут использоваться во время экскурсий.

Пути развития наблюдательности и внимания при организации окружающего

мира разнообразны:

- использование различных средств наглядности;

- организация наблюдений к уроку и на уроке;

- организация наблюдений при проведении опытов, практических работ;

- ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда;

- организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовывать их деятельность. С этой целью необходимо научить детей рациональным приёмам наблюдения в процессе усвоения знаний:

Первая группа приёмов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков, а учащиеся должны узнать по ним объект.

Вторая группа приёмов - осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их характеристик.

Третья группа приёмов - задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятии исходного состояния характеристик, выделить разнообразные признаки, которые позволят им включить их в новые связи и отношения.

Четвёртая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их - направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта.

Ниже представим не менее важные приемы, которыми может воспользоваться учитель начальной школы:

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Методика обобщения и распространения ППО
Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы. Организационные единицы Формы Методы Методические объединения Открытые занятия Наблюдения Научно-педагогический Семинар Науч ...

Программа экологического воспитания школьников 11-15 лет посредством туризма
Программа рассчитана на 3 года, усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых). Время обучения на каждом году: 1 г.о. – 144 час ...

Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
В связи с расширением спектра социально-педагогической деятельности педагога становятся востребованными навыки его личного и профессионального роста, саморазвития возрастает значение профессиональной мотивации. Воспитание и развитие социально-активной личности, становление специалиста - сложный и п ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru