Развитие внимания первоклассников во внеурочное время при проведении экскурсий

Перспективы образования » Развитие внимания первоклассников во внеурочное время при проведении экскурсий

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то – весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточенности на нём.

Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. Первоначальная форма внимания - ориентировочный рефлекс, или, как его назвал Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.

Главная цель воспитательной деятельности состоит в том, чтобы сделать воспитанника внимательным к серьёзным и нравственным интересам жизни. Всё развитие человека, умственное и нравственное, выражается в направлении его внимания. Внимание развивается постепенно и на определённом уровне своего развития становится свойством личности, его постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.

Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.

Исходя из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время».

Цель:

теоретически обосновать, разработать и апробировать методические рекомендации по развитию внимания первоклассников.

Проблема:

Каковы педагогические условия развития внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время.

- 5 -

Объект:

Развитие внимания первоклассников.

Предмет:

Проведение экскурсий во внеурочное время.

Гипотеза:

Проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, если:

- будут использоваться методы наблюдения;

устанавливать причинно-следственные связи в процессе экскурсии.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.

2. Раскрыть особенности развития внимания первоклассников.

3. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий.

4. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу.

5. Описать методические рекомендации.

Методы педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение учебной и нормативно-правовой документации, эксперимент.

Практическая значимость: результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальной школы и студентами колледжа.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.


Статьи о педагогике:

Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, до ...

Поэтический текст как предмет и средство обучения
Одним из эффективных приемов в обучении иностранному языку является несомненно, использование поэтического текста, потому что этот прием в первую очередь способствует такому важному фактору как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ...

Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов
Цели: освоение умений и навыков постановки целей, формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения исследовательских задач и задач психологической работы; - углубления и закрепления теоретических знаний, приобретенных в процессе пла ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru