Этический аспект преподавания в начальной школе

Перспективы образования » Личный пример учителя в начальной школе » Этический аспект преподавания в начальной школе

Страница 1

Нравственность служит ориентиром для обучения: она его направляет, упорядочивает, иногда накладывает ограничения и определяет содержание обучения. Фактически, первая задача образования - это научить школьников со знанием дела, критически оценивать нравственный аспект жизни. Отсюда следует, что знание основ морали - это то знание, которое нужно учителям в первую очередь. Безусловно, сказать точно, что такое нравственный аспект жизни и как учителя должны знакомить с ним учащихся, нелегко, да и само определение будет небесспорным.

Существует ряд способов, посредством которых нравственность соотносится с преподаванием. Они в какой-то степени накладываются друг на друга. Рассмотрим более подробно этическую сфера преподавания

Профессиональная этика. Все мы причастны сфере нравственности. Учителя, как и все люди, должны руководствоваться определенными обязательствами - например, говорить правду, способствовать миру и уметь сочувствовать другим, не только в частной жизни, но и в профессиональной.

Но учителя к тому же - представители специфической профессии. Их "служба" связана с особыми нравственными требованиями. Некоторые из них характерны для всех профессий: скажем, быть в курсе всего нового в своей области, сохранять конфиденциальность профессиональных отношений, избегать дискриминации на расовой или половой основе; другие же присущи лишь профессии преподавателя - ставить справедливую оценку на экзамене, поддерживать связь с родителями, стремиться понять своих учеников. В "Моральном кодексе педагога" Национальной ассоциации работников просвещения (НАРП) тринадцать из шестнадцати пунктов по сути связаны с вопросами профессиональной этики, как я ее называю. Например:

Учитель не должен использовать профессиональные отношения с учениками в личных интересах.

II.2. Учитель не должен вводить в заблуждение относительно своей профессиональной квалификации.

II.7. Учитель не должен намеренно высказывать ложные или недоброжелательные суждения о коллегах.

Эти правила не являются перечнем простых условностей. Они оказывают моральное воздействие: с точки зрения морали хорошо, что профессия преподавателя требует, чтобы педагог знал о том, что связан такого рода обязательствами. Такие моральные кодексы отражают мнение большинства по поводу того, что такое хорошо и что такое плохо. Это не значит, что некоторые принципы не могут быть спорными или неясными; о каких-то из них, возможно, скажут, что они вводят в заблуждение. Тем не менее, чтобы педагогическая деятельность была плодотворной, учителю необходимо знать такие нравственные принципы и их этическое обоснование.

Государственная политика в области образования. Профессиональная этика в основном присуща преподаванию как профессии; она направляет и ограничивает деятельность внутри самой системы. А вопросы государственной политики, наоборот, касаются характера данной системы в ее связях с органами власти и общественностью; идеи такого рода часто поступают извне - от политиков или общественных деятелей. Это разграничение, безусловно, не является строгим: спорные вопросы государственной политики, получая решение, нередко приводят к появлению новых принципов профессиональной этики.

Выделяя государственную политику как ту область, где от учителей требуется ориентация в вопросах морали, я исхожу из двух положений. Первое: вопросы политики по сути являются вопросами нравственности. Иногда их можно классифицировать как политические в более узком смысле - отчасти потому, что ответы на такие вопросы ищут политическими способами, - и, конечно, у них часто имеются юридические и даже конституционные аспекты. Но в основе многих, если не большинства, споров по поводу государственной политики лежат нравственные проблемы, связанные с противоположными интересами и разными взглядами на права и обязанности человека, законопослушание и сущность справедливого общества. Когда обсуждаются политические решения по вопросу о финансировании школ, необходимо определить, будет ли данная политика справедливой по отношению к людям и социальным слоям, находящимся на разных уровнях материального обеспечения. При тестировании способностей необходимо задаться вопросом о воздействии тестов на различные группы людей и о том, насколько различные виды дискриминации морально оправданны или не оправданны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Опытная работа по использованию театрализованных игр в эстетическом воспитании дошкольников и ее результаты
театрализованный игра эстетический воспитательный Для проведения формирующего эксперимента мы разработали проект, целью которого является эстетическое воспитание средством театрализованных игр. Данный проект содержит три блока: работа с художественной литературой, театрализованные игры, работа с ро ...

Развитие двигательных способностей у детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлине ...

Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации
Можно дифференцировать несколько стадий отрицательно направленного нравственного развития "трудных": I - ситуативная, характеризующаяся фрагментарным, неустойчивым проявлением негативных побуждений личности на фоне общего положительного поведения; II - антагонистическая, характеризующаяся ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru