Становление и развитие педагогики в России

Перспективы образования » История развития педагогики » Становление и развитие педагогики в России

Активно разрабатывались идеи воспитания в россий­ской педагогике. Необходимо отметить, что в России с дав­них времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Весьма плодотворной была теоретическая и практичес­кая деятельность в области педагогики выходца из Бело­руссии Симеона Полоцкого

(1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царе­вичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблю­дением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разрабо­тал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значи­тельно расширила высшее образование в российском го­сударстве. С. Полоцкий считал главными факторами вос­питания пример родителей и учителей, а также окружаю­щую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов

(1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую граммати­ку» (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков

(1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просве­тительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Но­виков впервые в русской педагогической литературе объя­вил педагогику наукой.

С ХУШ века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учи­тельская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало от­крытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой науч­ной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Тол­стой, который в своем имении Ясная Поляна организо­вал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самосто­ятельности детей, стремился к воплощению теории «сво­бодного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».


Статьи о педагогике:

Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...

Основные организационные формы физического воспитания детей в школе
Физическое воспита­ние детей и подростков в общеобразовательных школах вклю­чает сдачу норм, характеризуется разнообра­зием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...

Память
Это запечатление, сохранение, последовательное распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Функция памяти – сохранность и использование в дальнейшем свой прошлый опыт. Память делится на виды: - по времени хранения информации: • сенсорная – обеспечивает удержание информации в течение очен ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru