Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр

Страница 1

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на всё новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Младший школьник с желанием выполняет трудные поручения, стремится к активной деятельности, если красочно оформлена классная комната. Следовательно, важно отбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. Детские игры чрезвычайно разнообразны по характеру, содержанию, организации, поэтому очень трудно их точно классифицировать. Мы будем придерживаться классификации, при которой игры детей делятся на следующие группы:

1. Предметные.

2. Творческие.

- сюжетно-ролевые

- строительные

- игры-шутки

- режиссерские

3. Игры с правилами.

- подвижные (спортивные)

- дидактические (познавательные)

Игры с правилами впервые были созданы народной педагогикой. Между играми с правилами и творческими играми есть много общего: наличие игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и творческих играх, но дети их устанавливают сами. Отличие между играми с правилами и творческими играми в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в игровой, занимательной форме. Их цель- содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что "в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности". Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы- это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое "учиться").

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и производительностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка".

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Современные представления о грамотности как результате обучения
Рассмотрим представление о современных подходах к целям и образовательным результатам в зарубежной и отечественной педагогической практике. Анализ зарубежных публикаций показал, что в последние годы в зарубежном образовании происходил переход от структурно-количественной, «знаниевой» оценки его рез ...

Методика работы над разными видами высказываний с различной лексической наполняемостью
К старшему дошкольному возрасту как заключительному этапу речевого развития детей перед началом их систематического школьного обучения предусматривается усложнение языкового материала и способов его введения в отработку на занятиях. В обучении детей предложениям как единицам речевых высказываний не ...

Болонская декларация, ее основные положения
глобализация образование интеграция болонский Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Ре ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru