Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики

Перспективы образования » Индивидуальная работа на уроках математики на І ступени среднего образования » Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики

Страница 1

У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрести уверенность и в своих возможностях А достичь этого можно путем организации учебной деятельности школьников в группах.

Традиционная методика работы с детьми не предусматривает стремление ученика к сотрудничеству, взаимной помощи, совместному обсуждению изучаемого материала. Между ними всегда действует посредник — учитель

Альтернативой такой организации учебного процесса является взаимосотрудничество детей, которое организует учитель

В данном случае ученики сотрудничают, а учитель строит их отношения и в то же время каждому уделяет особое внимание. Однако сотрудничеству надо учить, и обучение лучше всего начинать с организации групповой работы.

Первые пробы организации групповой работы детей чаще всего оказываются безуспешными (шум, неумение детей действовать совместно, умеренный темп проведения урока), и учителя часто отказываются от такой формы работы.

В маленькой группе, где несколько учеников, ребенок чувствует себя комфортно. Он может высказать свои мысли, доводы, предположения не боясь и по стесняясь, может поспорить, принять участие в обсуждении.

Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявляется и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Для работы в группах ученики должны усвоить и соблюдать правила и нормы, к которым относятся:

— правила поднятой руки. Таким образом дети сообщают о желании выступить (что-то рассказать, ответить на вопрос и т. д.);

— очередность выступлений, сохранение которой воспитывает умение внимательно слушать сообщение каждого участника группы;

— использование специальных знаков общения (сигнальные карточки: «+» — согласны, «—» — не согласны, «?» проблема, вопрос и т. д.); право каждого члена группы на высказывание собственных мыслей, предложений, которые согласовываются с остальными участниками группы;

— высказывания должны быть понятными для всех. При объединении детей в группы необходимо:

—учитывать, индивидуальные особенности школьников (только на первоначальном этапе, потом дети должны приобрести навык отношений с многочисленными партнерами);

— слабому ученику подбирать не просто хорошо успевающего, а терпеливого, добросовестного партнера, который в доступный форме объяснит непонятный материал;

— отказаться от такого наказания младших школьников, работать в группах;

— работу учеников в одной группе оценивать одинаково.

Вклад группы в общее дело определяется через самооценку и взаимооценку;

оценивать работу группы, особенно в подготовительном классе, в первую очередь учитывая личностные качества школьника, а потом — учебные;

— во время совместной деятельности нельзя требовать абсолютной тишины: дети должны обсуждать вопросы и ответы, высказывать свои мысли и предложения. Необходимо только путем убеждения бороться с выкриками и разговорами во весь голос;

— чтобы не вызвать у детей излишней переутомленности, заниматься групповой работой можно в подготовительном классе на протяжении 5—7 мин, на четвертом году обучения — 15—20 мин.

С течением времени у детей может ослабиться интерес к групповой работе. Они начинают склоняться к индивидуальной и парной форме учебной деятельности. Однако надо помнить, что участников парной работы необходимо время от времени менять, дабы дать им возможность приобрести навыки взаимоотношений как можно с большим количеством одноклассников.

Использование групповой работы требует серьезной и кропотливой подготовки к уроку. Только в таком случае, возрастает объем и глубина усваиваемого детьми материала, меньше времени затрачивается на формирование понятий и выработку умений и навыков, ученики комфортно чувствуют себя на уроках, возрастает их познавательная активность.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Характеристика пассивного словаря у детей с моторной алалией
Вторично, и в меньшей степени, при моторной алалии страдает в своем развитии импрессивная сторона речи. При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители в ...

Дидактическая игра как одно из условий развития иворческого потенциала учащихся на уроках биологии
Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. ...

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru