Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Перспективы образования » Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте » Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов

Страница 1

Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем сознании, чего прежде не было бы в нашем чувственном восприятии); следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов”. И далее: “… если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещи, то, безусловно, необходимо, чтобы преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности”. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. В этом случае “можно употреблять замену их, то есть копии или картины, заготовленные для учебных целей”, которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, “чтобы глаз оставался на каждой части предмета столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях”.

Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в «Великой Дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками. Такая книжка была создана Коменским. Это – «Мир чувственных вещей в картинках», где нашли практическое воплощение основные идеи великого педагога.

Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебные планы своих школ естествознание, но и сделали очень многое для развития его методики. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. С материалистических позиций подошел Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения от конкретного к абстрактному, от представления к понятиям. Он писал, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».

Отсюда вытекает, что при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Обоснованию принципа наглядности посвящены многие работы Ушинского. «Главное достоинство её состоит именно в том, что она совершенно незаметно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые образы действительности». И далее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». Наглядность, по мнению Ушинского, формирует самостоятельность ученика в учении, самостоятельность его мысли. «Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память, … сам задает вопросы ребенку, поправляет его ответы, приводит их в систему, и ребенок мыслит, говорит и пишет самостоятельно, а не ловит фразы из уст учителя или со страниц книги».

В современной дидактике понятие наглядности относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и другим). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими. Нередко возникает необходимость использовать в различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. В практике обучения применение наглядных средств со словом учителя. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения. Известно, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – действенное мышление. Неслучайно Я.А. Коменский, основатель принципа наглядности обучения, называл его “золотым правилом”. К. Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок “… мыслит формами, красками, звуками”.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Предложение по подготовке к защите творческих проектов
Опыт участия в проведение областных олимпиад по технологии свидетельствую о том, что в процессе подготовки школьников к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству ее оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозмож ...

Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших ...

Тренинг. Задачи тренинга
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Это – форма активного обучения, позволяющая человеку самому формировать навыки и ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru