Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем сознании, чего прежде не было бы в нашем чувственном восприятии); следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов”. И далее: “… если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещи, то, безусловно, необходимо, чтобы преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности”. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. В этом случае “можно употреблять замену их, то есть копии или картины, заготовленные для учебных целей”, которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, “чтобы глаз оставался на каждой части предмета столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях”.
Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в «Великой Дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками. Такая книжка была создана Коменским. Это – «Мир чувственных вещей в картинках», где нашли практическое воплощение основные идеи великого педагога.
Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебные планы своих школ естествознание, но и сделали очень многое для развития его методики. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. С материалистических позиций подошел Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения от конкретного к абстрактному, от представления к понятиям. Он писал, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».
Отсюда вытекает, что при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Обоснованию принципа наглядности посвящены многие работы Ушинского. «Главное достоинство её состоит именно в том, что она совершенно незаметно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые образы действительности». И далее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». Наглядность, по мнению Ушинского, формирует самостоятельность ученика в учении, самостоятельность его мысли. «Предмет, который стоит перед глазами ученика или яркими чертами врезался в его память, … сам задает вопросы ребенку, поправляет его ответы, приводит их в систему, и ребенок мыслит, говорит и пишет самостоятельно, а не ловит фразы из уст учителя или со страниц книги».
В современной дидактике понятие наглядности относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и другим). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими. Нередко возникает необходимость использовать в различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. В практике обучения применение наглядных средств со словом учителя. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения. Известно, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – действенное мышление. Неслучайно Я.А. Коменский, основатель принципа наглядности обучения, называл его “золотым правилом”. К. Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок “… мыслит формами, красками, звуками”.
Статьи о педагогике:
Принципы хорошего преподавания
В хорошем преподавании важны более принципы преподавания, чем личностные качества самого преподавателя. И в этом, в настоящее время, в церкви бывают проблемы, так как люди сосредотачиваются или оценивают больше харизму человека, преподавателя, чем само качество преподавания. Далее мы рассмотрим нек ...
Программа экологического воспитания школьников
11-15 лет посредством туризма
Программа рассчитана на 3 года, усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых). Время обучения на каждом году: 1 г.о. – 144 час ...
Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

