Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
При подготовки к уроку учитель должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. “В развитии языка цивилизации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения”, - пишет В. Д. Паронджанов, руководитель лаборатории “Учебник XXI века”.
Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.
Обычно в учебно-методический комплекс входят учебник, тетрадь на печатной основе и методические указания для учителя. Но такая комплектация является недостаточной. Для объяснения нового материала учителю необходимы демонстрационные наглядные пособия, которые позволят организовать коллективную деятельность учащихся и дадут возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе другое) и своевременно корректировать свои действия. “Каждая высшая психическая функция ребенка, - пишет Л. С. Выготский, - появляется дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка”. Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления учащиеся имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.
В проекте “Федерального компонента государственного стандарта общего образования” подчеркивается необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способностей”. Этой цели прекрасно содействует учебное моделирование, в процессе которого в конкретной практической деятельности учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и учатся применять его в реальных жизненных ситуациях.
Разнообразие пособий и их функциональность создают условия для усвоения учебного материала учащимися с разными типами интеллекта. Комплекс наглядных средств обучения должен быть основан на пространственно-цветовом восприятии информации и приучает глаз и психику учащихся видеть и воспринимать все свойства объекта.
Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию мыслительной деятельности учащихся и ее эффективность на этапе первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует формированию системной умственной деятельности учащихся благодаря способности правого полушария к охвату информации, которая представляет систему знаний; позволяет использовать метод противопоставления конкретных единиц знаний благодаря совмещению в пространстве и одновременности рассмотрения системы знаний.
Целесообразность и эффективность использования цвета объясняются тем, что цвет в два-три раза запоминается легче, чем слово, за счет его восприятия правым полушарием, которое обеспечивает первоначальный синтетический охват информации и появление эмоций. Дальнейшая ее переработка осуществляется левым полушарием, в котором происходит перекодировка цвета в объект. Положительные эмоции являются спутниками успешного обучения.
Широкое использование демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью “расширения зрительно-пространственной активности”, предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме “зрительных горизонтов” (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия “телесно-моторного закрепощения”. Одной из причин нездоровья школьников он назвал “обедненную дидактическую среду”. Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия. Особую ценность представляют многофункциональные таблицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовывать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения.
Статьи о педагогике:
Построение учебной деятельности. Материально-техническая
база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании. Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лабо ...
Музыка, которую рекомендуют слушать
· Для снятия раздражения: «Лунная Соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха; · От головной боли: «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; · От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьес ...
Использование презентаций на разных этапах урока
Мультимедийные презентации, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерны ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

