Воспитание трудолюбия дошкольников

Перспективы образования » Воспитание трудолюбия дошкольников

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.

Цель исследования: определить теоретико-педагогические основы совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми как средства нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях.

Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: педагогические основы трудовой деятельности как средства нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:

Изучить литературу по теме исследования;

Рассмотреть социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста;

Раскрыть особенности нравственного развития в дошкольном возрасте;

Определить условия организации трудовой деятельности;

Проанализировать совместную деятельность воспитателя с детьми на примере зеленой зоны ДОУ.


Статьи о педагогике:

Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
Нами был проанализирован практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий. Подробнее остановимся на наиболее интересных формах, методах и средствах. На уроках трудового обучения в 1-3 классах должен быть заложен фундамент обще ...

Определение эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
Образовательные задачи в младшем школьном возрасте связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, о двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Система условных связ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru