Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте
Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.
Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики – наглядность.
Почему именно наглядность? Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к идее Л.С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем – память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем».
Таким образом, можно сказать, что у детей младшего школьного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.
Я.А Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А. Дистервег подчеркивали важную роль наглядности в обучении и даже в какой-то степени абсолютизировали наглядный метод. Так, Я.А. Коменский следующим образом обосновывает свое «золотое правило» принципа наглядности: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами... Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». У К.Д. Ушинского наглядность состоит в основном, в восприятии предметов и явлений или рассмотрении их изображений с целью использования возникших на их основе представлений.
Правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для уроков обучения грамоте значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий для уроков обучения грамоте с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.
Итак, все выше изложенное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования: «Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте».
Проблема исследования: определить организационно-методические условия комплексного использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Цель исследования: определить общие правила комплексного использования средств наглядности, выделить основные виды наглядности и их место на уроках обучения грамоте.
Объект исследования: средства наглядности в школьном обучении.
Предметом исследования – применение средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что реализация комплексного использования средств наглядности на уроке обучения грамоте будет повышать эффективность обучения.
Задачи исследования:
Проанализировать особенности комплексного использования средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе, выявить методические условия комплексного использования средств наглядности в школьной практике исходя из содержания программы.
Провести исследование эффективности использования средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе и разработать методические рекомендации использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий эксперимент, анализ и интерпретация полученных данных.
База исследования: начальная общеобразовательная школа №9 г. Санкт-Петербурга.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассматриваются научно-теоретические основы использования средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе. Во второй главе описывается методика и проведение констатирующего исследования эффективности использования средств наглядности на уроках обучения грамоте и методические рекомендации к их использованию.
- Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
- Использование средств наглядности на уроках обучения грамоте
- Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте
Статьи о педагогике:
Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы по русскому ...
Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работа ...
Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со
стояние организма юных волейболистов
Для изучения ритма сердечной деятельности подростков использовался метод непрерывной регистрации частоты пульса непосредственно во время мышечной работы (методика описана во второй главе). Известно, что частота пульса является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудист ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования