Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Перспективы образования » Формирование синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня » Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Страница 1

Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи логопедической работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

- профилактического;

- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

В соответствии с данным принципом мы выстраивали свою работу комплексно, предусматривая в своих занятиях задания не только на решение явных проблем у ребенка в построении простого предложения, но и общеразвивающие задания, задания, направленные на профилактику отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип, включая два аспекта, отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач коррекционной работы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием умений построения синтаксической структуры, за связностью речи ребенка, его поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

Следуя данному принципу, мы дополняли наши развивающие и коррекционные занятия контрольными измерениями, как с помощью использования специальных методик, так и с помощью метода наблюдения.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекционной работы: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

Согласно данному принципу мы выстраивали нашу работу поэтапно. Сперва следовали констатирующие измерения, затем организация и проведение коррекционных занятий, оканчивающиеся еще одним контрольным измерением. Сами занятия для детей выстраивались по принципу «от простого к сложному», позволяя двигаться вверх сообразно своим достижениям.

4. Деятельностный принцип

В основе этого принципа находится идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л.С. Выготским. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

Следуя данному принципу, мы насытили наши занятия практическими элементами, позволяющими ребенку самому проявить собственные возможности, опробовать свои силы на практике. Ребенок не находился в пассивном положении, он активно участвовал в учебном процессе.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Нормативное развитие соотносится с понятием «психологический возраст», введенным в употребление Л.С. Выготским. Содержание этого понятия составляет характеристика того нового типа строения личности и ее деятельности, тех психических и социальных изменений, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент.

Задания для наших занятий разрабатывались с учетом возрастных особенностей детей на основе знакомого им материала, в игровой форме. На самих занятиях педагог активно реагировал на уровень восприятия заданий каждого и помогал каждому понять задание и начать его выполнять.

6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Ребенок не может развиваться изолированно, вне социального окружения, вне общения. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддерживать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Внеклассное мероприятие с применением элементов менеджмента "Распределение труда в семье"
Менеджмент – это наука об управлении. Основными составляющими менеджмента являются: постановка целей, определение задач, стратегическое и тактическое планирование, организация производства, стимулирование работников, контроль и коррекция деятельности. 2. Объяснение нового материала (10–15 минут) В ...

Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...

Общая методика повышения предметной мотивации
Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: – Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике; – Использованные методы обучения соответствую ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru