Формирование синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Перспективы образования » Формирование синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка эффективных методов преодоления общего недоразвития речи. Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Т.Д.Барменкова, В.К.Воробьёва, В.П.Глухов, И.С.Кривовяз и др.).

Проблема несформированности грамматического строя речи у детей с ОНР различного патогенеза рассматривалась в работах многих авторов (В.К.Воробьёва, Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, В.А.Ковшиков, В.К.Орфинская, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская, и др.). Наиболее изученным вопросом этой проблемы являются нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР. Однако особую значимость в настоящее время приобретает описание нарушений синтаксической системы языка у данной категории дошкольников, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса, а также особой ролью синтаксиса в процессе речепроизводства.

Основная синтаксическая единица - предложение, являясь моделью конечного продукта процесса продуцирования речевого высказывания, играет важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально-логического мышления.

В ходе общения ребёнка со взрослыми, а также на основе развития предметной и познавательной деятельности усваиваются основные закономерности языка, происходит овладение основными правилами построения высказывания. В то же время, овладевая предложением, ребёнок получает мощное орудие социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми.

Для обеспечения коммуникативной деятельности ребёнку необходим целый арсенал языковых средств (фонологических, морфологических, семантических, синтаксических), на основе которых осуществляется декодирование речи окружающих и продуцирование собственных речевых высказываний.

Нарушения синтаксических операций у детей с ОНР проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению школьной программой.

Изучение особенностей синтаксических нарушений у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.

Цель исследования: выявить особенности и сформированные умения строить простое распространенное предложение у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня и подобрать методику коррекционной работы с данными детьми.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- выявить особенности сформированности синтаксической структуры простого предложения;

- подобрать методику по коррекционной работе по формированию умений структурировать простое распространенное предложение детьми дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Гипотеза исследования: Формирование синтаксической структуры простого предложения будет эффективно, если в работе опираться на принципы:

- на ведущую деятельность детей дошкольного возраста – игровую;

- поэтапность формирования умения составлять простое распространенное предложение.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения о развитии грамматического строя в онтогенезе, разработанные А.Н. Гвоздевым, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, об особенностях развития грамматического строя в дизонтогенезе, разработанные А.В.Коротковой, Е.Н.Дроздовой, А.Г.Зикеевым, Т.Б.Филичевой, о возрастных особенностях развития психики дошкольников, разработанные Б.Д. Элькониным, В.И. Слободчиковым, Л.Ф. Обуховой, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым

В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы работы.

К теоретическим методам относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы, включают в себя изучение психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ данных экспериментального исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях построения простого распространенного предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования заключается в наличии практического опыта диагностики сформированности синтаксических конструкций у детей с ОНР 3 вида, опыта экспериментальной апробации наиболее успешных методик формирования правильного построения простого распространенного предложения детьми с ОНР 3 вида, методических рекомендаций по работе с подобными методиками в коррекционных учреждениях. Подобный материал будет крайне полезен в работе логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений коррекционного вида.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2010 гг. на базе «МДОУ Ромашка» с. Рыбное Мотыгинского района Красноярского края.

Первый этап (июль – сентябрь 2009 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап (октябрь – ноябрь 2009 г.) – проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

Третий этап (ноябрь – декабрь 2009 г.) – проведение формирующего и контрольного эксперимента.

Четвертый этап (январь 2009 г. – февраль 2010 г.) – анализ эффективности экспериментальной работы.


Статьи о педагогике:

Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем ...

Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию
Известно, что процесс порождения речевых высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, ко ...

Методика воспитания быстроты простой двигательной реакции
Постоянное внимание совершенствованию простой двигательной реакции уделяют при специализации и видах спорта, требующих в стартовой фазе состязания или по ходу его мгновенного ответа заранее обусловленным действием на определенный сигнал либо ситуацию, имеющую сигнальное значение (стартовый выстрел, ...

Меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru