Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня проводилось на базе специализированного образовательного учреждения МДОУ «Ромашка» с. Рыбное Мотыгинского района Красноярского края.
В эксперименте принимало участие 10 воспитанников подготовительной группы в возрасте 5-7 лет. Из них 5 девочек и 5 мальчиков.

Диаграмма 1. Половозрастной состав экспериментальной группы
Необходимость работы с данной группой обусловлена отклонениями в речевом развитии ее воспитанников, подтвержденных заключением логопеда. Приведем выдержки из логопедического заключения по данной группе:
«… У воспитанников данной группы наблюдаются неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных; неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных; неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями; неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени; неправильное употребление предложно-падежных конструкций. У детей обнаруживается несформированность навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательная форма».
В исследовании нами использовались следующие методики:
- методика составления предложения по картинкам;
- методика составления предложения по сюжетным картинкам;
- методика «Скажи правильно»;
- методика «Схема»;
- методика «Добавь слово».
Описание данных методик представлено в работах Ю.Е. Алешиной, В.П. Дудьева, Н.С. Жуковой. Выбор именно этих методик обусловлен наличием опыта их апробации в среде детей с ОНР, удобством и простотой в использовании, наличием стимульного материала.
Методики исследования сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Методика составления предложения по картинкам
Критерии оценки:
- ребенок описывает картинку более чем одним простым нераспространенным предложением или одним распространенным предложением – 2 балла;
- ребенок описывает картинку простым нераспространенным предложением – 1 балл;
- ребенок не подбирает предложения для описания картинки – 0 баллов;
- сумма баллов: неудовлетворительный результат – 0-2 балла, норма развития – 3-5 баллов, отличный результат – 6 баллов.
Суть методики заключается в демонстрации детям на занятии серии картинок (3 картинки). Дети должны описать эти картинки в 1-2 предложениях.
Цель методики: исследование механизмов построения предложений детьми с ОНР 3 уровня.
Дидактический материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей, изображения на картинках должны быть понятными и знакомыми детям.
Для более полного погружения возможны вводные слова со стороны логопеда или воспитателя о теме, передающейся в картинках. В своих предложениях дети могут использовать эти слова. Также возможны подсказки со стороны воспитателя, когда дети будут пытаться вспомнить слова, необходимые для описания.
Объектами измерения являлись:
- наличие или отсутствие трудностей при построении предложения;
Статьи о педагогике:
Влияние гармоничных и дисгармоничных звучаний
В век информационных технологий у человека нет возможности остаться наедине со своими мыслями, нас окружает непрерывные поток информации, который начинается с того, как мы выходим с утра на улицу. Например, спускаясь по эскалатору в метрополитене, нет никаких шансов погрузиться в литературу (будь т ...
Музыка, которую рекомендуют слушать
· Для снятия раздражения: «Лунная Соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха; · От головной боли: «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; · От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьес ...
Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

