Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Перспективы образования » Формирование синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня » Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Страница 2

- правильность употребления словоформ;

- длительность пауз в построении предложений, задержки при поиске нужного слова;

- правильность построения порядка слов в предложении.

Методика составления предложения по сюжетным картинкам

Критерии оценки:

- составлены распространенные предложения, отражающие сюжет картинки – 2 балла;

- составлены простые нераспространенные предложения, отражающие сюжет картинки – 1 балл;

- не составлено ни одного предложения, либо составленные предложения не отражают сюжет картинки – 0 баллов;

- сумма баллов – неудовлетворительные результаты – не отражен сюжет серии картинок – 0-5 баллов; норма развития – отражен сюжет серии картинок при правильном построении предложения – 6-12 баллов.

Данная методика перекликается с предыдущей, отличаясь наличием сюжетной линии между представляемыми детям картинками.

Необходимо было составить предложение по сюжетным картинкам («Кот - рыбак» по И.В. Баранникову и Л.А.Варковицкой, 1979г. 8 картинок). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы - высказывания.

Оценивались:

- степень самостоятельности составления предложения;

- правильное структурирование предложения;

- смысловое соответствие наглядному материалу.

При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.

Методика «Скажи правильно»

Критерии оценки:

- предложение построено неверно – 1 балл;

- предложение построено неверно – 0 баллов;

- сумма баллов: неудовлетворительный результат – составлено менее половины всех предложений – 0-2 балла; средний результат – 3-4 предложения – 3-4 балла; нормальный результат – 5-6 предложений – 5-6 баллов.

Суть методики заключалась в приведении детям примеров некоторых высказываний на известные им темы:

- В, самолеты, небе, летают.

- Живут, гнездах, в, птицы.

- Светит, ярко, днем, солнце.

- Воде, в, рыбы, живут.

- Падает, снег, зимой.

- Делать, полезно, по, зарядку, утрам.

Детям предлагается набор слов. Необходимо найти правильную последовательность, в которой должны располагаться слова, чтобы получилось осмысленное предложение.

Оценивается:

- правильность расположения второстепенных членов предложения;

- правильность построения предложения целиком.

Методика «Схема»

Критерии оценки:

- составленное предложение полностью соответствует схеме – 1 балл;

- составленное предложение не соответствует схеме – 0 баллов;

- сумма баллов: неудовлетворительный результат – составлены предложения только под первые две схемы – 1-2 балла; средний результат – составлены предложения только под первые две схемы, или составленные предложения полностью не соответствуют указанным схемам – 2-3 балла; норма развития – правильно составленные предложения под все четыре схемы – 4 балла.

Данная методика предусматривает проверку умений ребенка составить предложение по схеме. Схематизация позволяет перейти от простого опытного построения предложения к мыслительной проработке его структуры, смысла его общего содержания.

Задание представляет набор схем, на каждую из которых ребенку необходимо составить пример предложения, точно соответствующего структуре схемы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Эмоции и чувства
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость ...

Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности
Изостудия в детском саду создается как система помещений и условий, способствующих самовыражению ребенка в творчестве, то есть в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования, компьютерной графики. В традиционных художест ...

Использование презентаций на разных этапах урока
Мультимедийные презентации, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерны ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru