Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Перспективы образования » Формирование синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня » Экспериментальное изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Страница 2

- правильность употребления словоформ;

- длительность пауз в построении предложений, задержки при поиске нужного слова;

- правильность построения порядка слов в предложении.

Методика составления предложения по сюжетным картинкам

Критерии оценки:

- составлены распространенные предложения, отражающие сюжет картинки – 2 балла;

- составлены простые нераспространенные предложения, отражающие сюжет картинки – 1 балл;

- не составлено ни одного предложения, либо составленные предложения не отражают сюжет картинки – 0 баллов;

- сумма баллов – неудовлетворительные результаты – не отражен сюжет серии картинок – 0-5 баллов; норма развития – отражен сюжет серии картинок при правильном построении предложения – 6-12 баллов.

Данная методика перекликается с предыдущей, отличаясь наличием сюжетной линии между представляемыми детям картинками.

Необходимо было составить предложение по сюжетным картинкам («Кот - рыбак» по И.В. Баранникову и Л.А.Варковицкой, 1979г. 8 картинок). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы - высказывания.

Оценивались:

- степень самостоятельности составления предложения;

- правильное структурирование предложения;

- смысловое соответствие наглядному материалу.

При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.

Методика «Скажи правильно»

Критерии оценки:

- предложение построено неверно – 1 балл;

- предложение построено неверно – 0 баллов;

- сумма баллов: неудовлетворительный результат – составлено менее половины всех предложений – 0-2 балла; средний результат – 3-4 предложения – 3-4 балла; нормальный результат – 5-6 предложений – 5-6 баллов.

Суть методики заключалась в приведении детям примеров некоторых высказываний на известные им темы:

- В, самолеты, небе, летают.

- Живут, гнездах, в, птицы.

- Светит, ярко, днем, солнце.

- Воде, в, рыбы, живут.

- Падает, снег, зимой.

- Делать, полезно, по, зарядку, утрам.

Детям предлагается набор слов. Необходимо найти правильную последовательность, в которой должны располагаться слова, чтобы получилось осмысленное предложение.

Оценивается:

- правильность расположения второстепенных членов предложения;

- правильность построения предложения целиком.

Методика «Схема»

Критерии оценки:

- составленное предложение полностью соответствует схеме – 1 балл;

- составленное предложение не соответствует схеме – 0 баллов;

- сумма баллов: неудовлетворительный результат – составлены предложения только под первые две схемы – 1-2 балла; средний результат – составлены предложения только под первые две схемы, или составленные предложения полностью не соответствуют указанным схемам – 2-3 балла; норма развития – правильно составленные предложения под все четыре схемы – 4 балла.

Данная методика предусматривает проверку умений ребенка составить предложение по схеме. Схематизация позволяет перейти от простого опытного построения предложения к мыслительной проработке его структуры, смысла его общего содержания.

Задание представляет набор схем, на каждую из которых ребенку необходимо составить пример предложения, точно соответствующего структуре схемы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Основные категории психологии: развитие, формирование
Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она ...

Развитие психики в онтогенезе и филогенезе
Онтогене́з — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит 8 типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача ...

Психологические собенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психическ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru