Лингвистический аспект формирования синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Перспективы образования » Формирование синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня » Лингвистический аспект формирования синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Страница 1

Предложение – это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершенностью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение.

По своему строению и значению предложения очень разнообразны. По количеству грамматических основ они делятся на простые и сложные.

Простые предложения (одна грамматическая основа) по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Как односоставные, так и двусоставные предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов могут быть нераспространенными (нет второстепенных членов) и распространенными (есть хотя бы один второстепенный член).

В предложении могут присутствовать все необходимые для понимания его смысла члены, но могут быть и пропущены отдельные члены. В соответствии с этим предложения делятся на полные и неполные. Полными считаются предложения, включающие все члены предложения, необходимые с точки зрения его структуры и коммуникативной завершенности. Неполными считаются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения – главный или второстепенный.

Главные члены – это члены предложения, которые образуют грамматический центр предложения, его грамматическую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, в односоставных – главный член односоставного предложения.

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи, грамматически соотносится со сказуемым, не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим, грамматически зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? И пр.

У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Е. Ф. Соботович выделяет 2 группы детей с ОНР (моторной алалией). В 1-й группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматиз-мы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2—3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: «Мама мыэ мяси» (Мама моет мячик); «Деси иду коле» (Дети идут в школу); «Десъка касалъ касена» (Девочка качалась на качелях). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из 3 семантических компонентов: субъект - предикат - объект; субъект - предикат - локатив.

Как видно из примеров, в структуре предложений сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

Во 2-й группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: «Много в лесу» (Дети собрали в лесу много грибов); «Молоко разлило» (Молоко разлито котенком).

Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, такта и на уровне поверхностного синтаксиса.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушений грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

В ходе анализа литературы нами было выявлены основные характеристики общего недоразвития речи, типология данного отклонения, его проявления у детей, развитие данного отклонения в онтогенезе.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Построение учебной деятельности. Материально-техническая база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании. Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лабо ...

Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой ...

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Р Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интерес ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru