Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения

Перспективы образования » Изучение современных средств связи на уроках технологии » Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения

Страница 1

Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и практическими методами обучения. Наглядный метод обучения подразделяется на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся наглядных пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстрационное и демонстрационное является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности, как к группе методов иллюстраций, так и к группе методов демонстраций, (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевизоров, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядного метода обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время особое внимание уделяется оснащению школьных кабинетов электронно-вычислительной техникой, внедрению в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно видеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальное по определенным критериям, т. е. значительно расширяю: возможности наглядного метода в процессе обучения,

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует в соответствующий момент урока;

- наглядность должна быть организована таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

- необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации;

- демонстрирующаяся наглядность должна быть точно согласована с темой материала;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации и наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

И.П. Подласый ("Педагогика", Москва "Просвещение", 1996 г., с. 296.): «Принцип наглядности обучения - один из самых известных из интуитивно понятных принципов, обучения учащихся, используемый с древних времен у подавляющего большинства людей. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям: наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, пропускная способность каналов связи от рецепторов к центрам нервной системы различная: оптического канала связи - 1.бх 10' бит/сек «акустического капала связи» -0.32х 10й бит/сек, тактильного-0.13 х 10й бит/сек, что означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу) не требует значительного перекодирования, она запечатается в память человека легко, быстро и прочно».

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности;

1)Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов в натуре на (картинках или моделях) происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда предметов в словесной форме, устной или письменной;

2)Золотое правило учителей: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно видимое - для восприятия зрением, слышимое - для восприятия слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу- вкусом;

3)Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения развития мышления учащихся;

4)Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами;

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласто ...

Комплексы заданий для тестового контроля речевых навыков
Речевые навыки – это способность автоматизировано совершать речевые действия, а именно произносительные, интонационные, графические, орфографические, лексические, грамматические действия. Иными словами речевые навыки – это речевые операции, выполнение которых доведено до степени совершенства. Навык ...

Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru