Воспитание скоростных способностей

Перспективы образования » Физическая подготовка спортсменов » Воспитание скоростных способностей

Для обозначения качеств спортсмена, непосредственно определяющих скоростные характеристики его действий, издавна пользуются обобщающим термином "быстрота". В последние десятилетия он все чаще замещается термином "скоростные способности". Дело в том, что исследования конкретных форм проявления быстроты обнаруживают их существенные различия. В качестве скоростных способностей выделяются:

— быстрота простой и сложной реакции (измеряется латентным временем реагирования);

— быстрота отдельных двигательных актов (измеряется величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением);

— быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений (измеряется числом движений в единицу времени).

Большинство видов спорта требуют всего комплекса скоростных способностей, но не в одинаковой степени, в разных соотношениях и формах. Отсюда вытекают особенности задач по их воспитанию у представителей различных видов спорта. Ряд основных видов спорта можно подразделить в этом аспекте на несколько групп:

1. Виды спорта, требующие максимальных проявлений всех или большинства скоростных способностей в вариативных ситуациях (спортивные игры, единоборства, слалом и т. д.).

2. Виды спорта, требующие максимальных проявлений большинства скоростных способностей в относительно стандартных ситуациях (спринт, легкоатлетические и акробатические прыжки, метания с разбега и т. д.).

3. Виды спорта, требующие максимального (либо близкого к максимуму) проявления отдельных скоростных способностей в условиях значительного внешнего отягощения (тяжелая атлетика, толкание ядра, метание молота и т. д.) или в составе сложного по координации комплекса движений со стандартизированной структурой (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и.т.п.).

4. Виды спорта, проявление скоростных способностей в которых в решающей мере лимитируется выносливостью (стайерские и другие виды спорта с предельными требованиями к выносливости).

При специализации в каком-либо из видов спорта первых двух групп необходимо в процессе многолетней тренировки обеспечить достижение возможно высокой степени комплексного развития скоростных способностей. Разностороннее воспитание их должно составлять главный или один из основных разделов содержания тренировки. При этом специфической проблемой в видах спорта второй группы является предупреждение и преодоление "скоростного барьера", возникновению которого способствует стандартность условий предельных проявлений быстроты. Воспитание скоростных способностей у специализирующихся в видах спорта третьей группы тоже занимает значительное место в тренировке, но имеет сравнительно узкую направленность и осуществляется главным образом как одна из сторон воспитания скоростно-силовых, координационных и других способностей. В тех же случаях, когда предметом специализации является какой-либо из видов спорта с предельными требованиями к выносливости, задачи по воспитанию быстроты движений решаются в определяющей зависимости от воспитания скоростной выносливости (воспитание быстроты двигательной реакции здесь не представляет особой проблемы).

Скоростные способности, по общему мнению специалистов, поддаются развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие физические способности (косвенной иллюстрацией этого является тот факт, что рекорды в спринте растут намного медленнее и в меньшей мере, чем в других видах спорта). Идти на большие затраты времени и сил ради небольших сдвигов в развитии отдельных скоростных способностей целесообразно лишь в тех случаях, когда без этого невозможно обеспечить рост спортивного результата. В принципе, всегда можно добиться повышения скорости движений не только воздействуя на собственно-скоростные способности, но и иными путями, в частности через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений (чем широко и пользуются в процессе тренировки).

Следует иметь в виду также, что диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен. Часто не коррелируют между собой не только явно различные формы проявления быстроты (например, быстрота простой реакции и быстрота движений с отягощением), но и сходные внешне ее проявления в составе одной и той же системы движений.


Статьи о педагогике:

Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...

Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Распознавание, изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической и практической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решении задачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточной определенностью соответствующих путей обобщения в контексте сис ...

Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности
Условием формирования целостной личности школьника является гармоническое сочетание умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания и развития. Роль искусства как фактора воздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен. Музыка на протяжении столетий ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru