Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте
Для доказательства поставленной гипотезы было проведено исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Цель исследования – исследовать эффективность использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Разработать методики исследования эффективности использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
2. Провести исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
3. Проанализировать полученные результаты исследования эффективности использования средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Исследование проходило в первом «а» классе на базе начальной общеобразовательной школе № 9 г.Санкт-Петербурга.
Для проведения исследования были составлены следующие методики.
1. Наблюдение за работой учащихся на уроке.
Цель данной методики – выяснить, каким образом дети реагируют на использование средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Данная методика заключается в проведении наблюдения за детьми во время урока. При этом отмечается применение наглядностей на уроке и реакция детей на них: обратили ли они на нее внимание, как отреагировали, активизировалась ли внимание, каким образом она помогла им в изучении нового материала и в его закреплении.
2. Анкетирование.
Цель данной методики – выяснить отношение учащихся к использованию средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Анкетирование проходило на уроке, каждому ученику была дана личная анкета, которая состояла из 5 вопросов. В случае необходимости вопросы пояснялись.
Вопросы анкеты:
1. Нравится ли тебе, когда на уроке используются наглядные материалы (различные таблицы, схемы, диафильмы и т.д.)?
2. Помогают ли тебе наглядные материалы понять тему урока?
3. Какие наглядные материалы тебе нравятся больше всего?
4. Часто ли на уроках обучения грамоте используются наглядности?
5. Как ты думаешь, зачем нужна наглядность на уроках обучения грамоте?
При анализе ответов на вопросы отмечалось, как дети относятся к средствам наглядности, что они знают об используемых средствах наглядности на уроках обучения грамоте, помогают ли они им в усвоении материала.
Анализ применения наглядностей. Цель данной методики – сравнить эффективность усвоение знаний без применения наглядностей и с применением. Данная методика заключалась в следующем: наблюдались два урока обучения грамоте. На одном уроке использовались средства наглядности, а на другом уроке нет. В конце каждого урока проводилась проверочная работа по усвоению пройденного материала. При анализе результатов отмечалось, были ли отличия в полученных результатах после урока без использования наглядностей и с использованием наглядностей.
Результаты проведенного исследования использования средств наглядности на уроках обучения грамоте
Анализ проведенного исследования показал следующее.
По результатам наблюдения за детьми во время урока было выявлено следующее. Тема урока – «Разделительный Ъ». На данном уроке использовались такие средства наглядности как таблицы и карточки. Было отмечено, что при использовании наглядностей у детей активизировалось внимание, они с интересом изучали наглядное пособие, обращали внимание на те схемы и задания, которые были представлены на них. Например, было такое задание:
На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:
Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
Путь снизу вверх. (Подъём.)
Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь. (Объявление.)
Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)
Также примеры наглядностей по данному уроку представлены в приложении 2.
Таблицы были использованы при изучения нового материала. Дети вместе с учителем изучали содержание таблицы. Из 26 учащихся 12 активно работали вместе с учителем по таблице, участвовали в диалоге. Еще 8 учащихся изучали таблицу вместе с учителем, но на вопросы не отвечали. И только 6 учащихся отвлекались от работы по таблице и не участвовали в общем обсуждении.
На рисунке 1 представлено соотношение вовлеченности работы по таблице.
Рисунок 1. Анализ работы по таблице
На диаграмме видно, что большую часть детей привлекло такое средство наглядности как таблица. Но при этом 24% детей отвлекались во время работы.
Во время закрепления материала использовались карточки. На каждой парте была своя карточка с заданием. Во время работы по карточкам отмечалось, что дети стали более сосредоточены, меньше стали отвлекаться. Во время работы дети внимательно изучали карточки и выполняли в парах задания (Приложение 3).
Статьи о педагогике:
Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работа ...
Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...
Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и стро ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования