Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте

Перспективы образования » Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте » Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте

Страница 3

На рисунке 4 представлены сравнительные результаты по двум урокам в процентах.

Рисунок 4. Сравнительные результаты проверочных двух уроков

Таким образом, на рисунке можно увидеть, что на уроке с использованием наглядных пособий усвоение правила на 15% выше, чем на уроке, на котором не использовались наглядные материалы.

Методические рекомендации по использованию средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе

Результаты проведенного исследования показывают, что детям нравится использование наглядных средств обучения, это активизирует их внимание и познавательный интерес, дети показывают лучшие результаты, если работают со средствами наглядности.

Учитывая, что больше всего детям нравится работать с карточками, а с таблицами и схемами меньше, можно предложить более активно использовать данные средства наглядности на уроках обучения грамоте.

Работа с таблицами

Чтение таблицы — сложный для учащихся вид деятельности. Поэтому знакомство с таблицей происходит под руководством учителя.

Учитель предлагает прочитать предложения, записанные в таблице, и показывает их указкой. При обучении чтению таблицы учащиеся усваивают способы обозначения существенных признаков языкового явления в названиях строк и столбиков, способы обозначения связей между ними при помощи пересеченности таблицы, способы обозначения всего явления в заголовке таблицы. Можно сказать, что они овладевают новым способом обозначения явления, новым кодом. Поскольку одновременно со зрительным изучением таблицы происходит и ее объяснение словами, дети одновременно усваивают графический и языковой способы обозначения, определения явления. Нетрудно заметить, что при этом формируются мыслительные операции кодирования и перекодирования, обобщения, сопоставления.

После демонстрации способов табличного изображения связей можно перейти к частично самостоятельной работе. Установлено, что при заполнении таблиц ученики испытывают меньше затруднений, чем при их чтении, так как зрительно контролируют свои действия. Поэтому на этом этапе можно предъявить индивидуальное пособие и предложить заполнить таблицу по аналогии с фронтальной таблицей.

Виды работ с таблицами

1. Коллективное чтение таблицы 1 (на первых этапах по слогам, а затем требовать чтения целыми словами).

2. Чтение в парах (на парте одна таблица, читают дети по очереди. В это время по таблицам 1, 2 идет обучение нечитающих детей).

3. Индивидуальное чтение таблиц (у каждого ученика таблица, выданная учителем с учетом навыков чтения).

4. Индивидуальное чтение таблицы по выбору, взаимообмен прочитанными таблицами среди сильных детей.

Любой вид работы по таблицам сопровождается подсчетом слов, подведением итога учителем

Таблицы носят развивающий и опережающий характер: 1) найди лишнее слово в таблице (в нем нет изучаемой буквы или это слово с незнакомой буквой); 2) разделительный Ъ.

Работа со схемами

Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?

Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.

Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает”.

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.

Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

Подкрепите примерами каждое положение схемы.

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Пример работы со схемой

1. Составление схемы прочитанного предложения.

У Тани кот.

После составления схемы учениками (у каждого есть индивидуальный набор карточек для составления схем) следует анализ. (Сколько слов в предложении, сколько больших слов и маленьких (предлогов), заглавная буква в словах, знаки препинания в конце предложения.)

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Информатизация системы образования
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Мир меняется стремительно, меняются и требования к системе образования. Она уже сегодня должна ориентироваться на те потребности общества, которые ...

Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. ...

Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, ре­шение проблем экономической и политической реформ, преодоле­ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен­ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об­щественной и личной жизни. Система народного образо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru