Лексико-семантическая работа

Страница 1

Говоря о ходе речевого развития ребенка, А.Н.Леонтьев отмечал, что процесс развития речи не сводится прямому количественному росту, выражающемуся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, а есть сложный процесс качественных измерений, который охватывает функции, стороны и связи слова.

Работа над лексико - семантической стороной речи старших дошкольников с нарушением слуха тесно связанных с обогащением их деятельности, формирование познавательных интересов и процессов, уточнением социальных представлений.

По данным исследователей детской речи, количество слов в словаре нормально развивающегося пяти летнего ребенка доходит до 2000 - 2500 а к шести семи годам 3500- 4000 слов и более.

В старшем дошкольном возрасте, дети усваивают бытовой словарь, узнают и уточняют названия игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, питания, предметов туалета, частей тела, помещений и.т.д. Значительно обогащается природоведческий словарь, связанный с расширением представлений детей о явлениях природы, животных, растениях. В связи с возрастанием интереса детей к социальной сфере, увеличивается количество слов, обозначающих явления общественной жизни, взаимоотношения детей (семья, профессии, различные общественные учреждения, праздники и др.).

В словарь интенсивно включаются названия предметов, действий, признаков, свойств и качеств, состояний.

Развитие обиходно - разговорной речи предполагает включение в речь детей большего количества слов, необходимых для оценки своих действий и состояний и других детей, выражения отношения к событиям и людям, характеристики и личностных качеств и черт характера.

С целью расширения словаря, варьирования высказываний, взрослые стремятся использовать в своей речи синонимы и синонимические обороты (шалил - баловался, врет - говорит не правду, огорчилась - расстроилась, неаккуратный - неряха, веселый - радостный).

В младших и средних группах дети в основном знакомились со словами, рассматривая и действуя с одними и теми же предметами, но различающимся по внешнему виду (цвету, форме, величине), что способствовало накоплению и обогащению наглядно - образных представлений.

В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретает работа над значением слова, что связано как с формированием понятийной стороны слова, так и с учетом различных типов смысловых (парадигматических) связей. Наиболее активно раскрываются смысловые связи слов, связанных видородовыми отношениями, отношениями «целое и его часть», антонимическими, синонимическими, конверсивными связями. В старшей и подготовительных группах уточняются значения некоторых многозначных слов, проводятся дифференциация конкретизация родственных (однокоренных) слов. В занятия включаются игры и упражнения, целью которых является проведение наблюдений за составом слов, объяснение их значений.

Необходимо составить и уточнить слова, связанные конверсивными отношениями: мама( папа) и сын(дочка), дедушка(бабушка) и внук(внучка), брат, сестра. Если эта работа не проводится в детском саду, дети и в школьном возрасте дети не владеют пониманием этих отношений. В процессе работы над темой используются синонимы (взрослые, старшие; любят, заботятся о детях; маленький ребенок - малыш), антонимы (взрослые - дети).

В группу овощей в процессе расширения словаря по темам включаются новые виды: перец, кабачок, чеснок, баклажаны, укроп и др. Словарь пополняется за счет прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус, какие- то специфические признаки, глаголов характеризующих действия (тушить, солить, мариновать).

По мере усвоения обобщающих слов проводится их дифференциация. В процессе проведения занятий по различной тематике с целью формирования обобщающего значения слов их дифференциации может быть проведено большое количество дидактических игр и упражнений. Эти игры включают:

-классификацию предметов, действий, свойств и их обобщение. Дети называют группы предметов обобщающим словам, и, наоборот, подбирают слова с конкретным значением к обобщающему слову (мебель, посуда, одежда и др.) Необходимо уделить внимание предикативным (глагольным) и атрибутивным (на основе прилагательных) обобщений, которые формируются у детей с нарушенным слухом более медленно, по сравнению с предметным, в силу их большей абстрактности. В связи с этим уместно проведение игр типа «Кто летает, бегает, ползет?», «Назови деревянные, металлические, пластмассовые предметы», «Назови сладкое - кислое- горькое» и др.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Опытная работа по использованию театрализованных игр в эстетическом воспитании дошкольников и ее результаты
театрализованный игра эстетический воспитательный Для проведения формирующего эксперимента мы разработали проект, целью которого является эстетическое воспитание средством театрализованных игр. Данный проект содержит три блока: работа с художественной литературой, театрализованные игры, работа с ро ...

Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Распознавание, изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической и практической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решении задачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточной определенностью соответствующих путей обобщения в контексте сис ...

Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru