Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
социокультурный мотивация французский язык
В средней школе при обучении ИЯ возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о стране изучаемого языка приводит к тому, что убеждение учащихся формируются на основе канонических текстов, и их высказывания являются не столько результатом размышления, сколько результатом неосведомленности и отсутствием достоверной информации о национальной культуре страны изучаемого языка.
Существует ряд критериев эффективности изучения иностранного языка по трём направлениям:
1. Когнитивному (основывается на количественных и качественных описаниях эффективности процесса обучения):
- пополнение знаний;
- реальный объём знаний;
- применение знаний в новых ситуациях.
2. Деятельностному (позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений):
- объём умений;
- перенос в новые ситуации;
- устойчивость;
3. Личностному (позволяет оценить развивающийся характер образовательного процесса):
мотивы учения;
- динамика интеллектуального развития;
- личностный смысл полученных знаний;
- готовность к самообразованию.
Началом исследования было анкетирование учащихся для выявления объёма социокультурных знаний. В анкетировании принимали участие 2 группы учащихся (9 «Б» и 9 «В» классов) по 10 человек в каждой.
Было представлено 8 вопросов:
1. Знаете ли вы, как празднуют Рождество во Франции?
2. Знаете ли вы традиционные французские блюда, которые готовят в Рождество?
3. Знаете ли вы, что устанавливается в домах Франции в последнее воскресенье перед Рождеством?
4. Знаете ли вы русский эквивалент французских пословиц « Qui vivra –verra», «Mieux vaut tard que jamais»?
5. Знаете ли вы, как переводятся на французский язык следующие пословицы: « Учиться никогда не поздно», «Конец делу венец».
6. Знаете ли вы, какими словами французская молодёжь выражает радость или недовольство?
7. Знаете ли вы, что объединяет города Париж и Руасси?
8.
В соответствии с критериями когнитивного направления, перечисленными выше, разделяют уровни социокультурных знаний:
Высокий уровень – достаточный уровень знаний;
Средний уровень – недостаточный уровень знаний, умения слабо выражены;
Низкий уровень – знания и умения очень слабо выражены.
Полученные результаты анкетирования можно проанализировать следующим образом: 19 человек обладают низким уровнем социокультурных знаний и только 1 учащегося можно отнести к среднему уровню социокультурных знаний.
В беседе с преподавателем об уровне мотивации учащихся было выявлено, что ученики неактивны на уроках иностранного языка, невнимательны, формально относятся к предмету, их трудно чем-либо заинтересовать.
Чтобы определить уровень мотивации было опять проведено анкетирование:
1.Любите ли вы французский язык?
2.Нравится ли вам читать книги французских авторов?
3.Читали ли вы какие-либо произведения или газеты на французском языке?
4.Любите ли вы смотреть французские фильмы?
5.Хотели бы вы углубленно изучать французский язык?
6.Если бы у вас была возможность, хотели бы вы поехать во Францию?
7.Хотели бы вы пообщаться с французской молодёжью?
В соответствии с критериями личностного направления, перечисленными выше, разделяют уровни мотивации:
Высокий уровень – выражен интерес к предмету; Средний уровень мотивации;
Средний уровень - заинтересованность в предмете слабо выражена;
Низкий уровень – отсутствие желания изучать предмет.
После полученных данных 15 учащихся показали низкий уровень мотивации и только 5 учеников соответствовали среднему уровню.
Исходя из результатов анкетирования и беседы с учителем были поставлены цели опытно-экспериментальной работы:
1. Оптимизировать изучение иностранного языка и повысить уровень мотивации учащихся;
2. Углубить лингвострановедческие и социокультурые знания о стране изучаемого языка.
Была проведена серия уроков по темам «Le Noël», «Les proverbes», «La jeunesse en France».
Статьи о педагогике:
Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...
Методика воспитания скоростно-силовых способностей
Уже отмечалось, что собственно-силовая подготовка составляет только одну из сторон воспитания силовых способностей спортсмена. В зависимости от особенностей спортивной специализации эта сторона подготовки сочетается в различных соотношениях с воспитанием скоростно-силовых способностей, силовой выно ...
Задания и упражнения для тестового контроля речевых умений
Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе речевых действий, таких как умения аудировать, говорить, читать, писать, переводить. Качества умения: осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель дейст ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования