Лексико-семантическая работа

Страница 2

-классификацию предметов одной группы, даже если дети не знают названий некоторых конкретных предметов или обобщающего слова (верхняя- нижняя одежда- белье), дифференциацию предметов одного рода (разные виды транспорта); классификацию по разным признакам (подобрать предметы одной формы или цвета, вкуса, например овощи круглые или продолговатые) по их названию (для салата, для супа).

-исключение предметов или слов, не имеющих общих признаков или функций (подходит - не подходит, что лишнее?). Сначала предлагаются изображения предметов, более функционально противопоставленных, а затем менее.

-использование противопоставления (платье- одежда, а сапоги…; собака- домашнее животное, а лиса…

-вписывание слов или подкладывание табличек в предложения с пропущенными словами (на дереве растут…; в огороде растут…; в магазине продают…; ворона, воробей - это…).

С учетом расширения словарного запаса по каждой теме необходимо предусмотреть уточнение смысловых связей «целое и его часть» В каждой из 25 тем можно осуществить обучение детей правильному пониманию и употреблению этих слов. Например, в теме «фрукты»- слива: косточка, мякоть, хвостик; банан: мякоть, кожура; «Одежда»- платье: воротник, рукава, карман. «Животные»- птица: голова, клюв, крылья, перья, лапы, хвост. «Растения»- дерево: корень, ствол, ветки, листья. «Части тела»- голова - лицо: глаза, рот, нос, лоб, щеки, уши, волосы; рука- палец.

В старшей, а особенно в подготовительной группе для развития смысловой стороны слова используется работа над антонимами. Демонстрируя свойства предметов, он помогает детям составить предложения: Этот дерево высокое, а это низкое. По мере обогащения словаря можно предложить детям закончить предложение: Зимой холодно, а летом…; Этот самолет летит высоко, а это…

В подготовительной группе можно использовать игры «Скажи наоборот», дети подбирают слова с противоположными значениями (одеваться- раздеваться, друг- враг, длинный- короткий, светлый- темный, далеко- близко, спереди- сзади и др.

Наиболее сложным этапом работы над данной категорией слов является уточнение слов - антонимов, обозначающих качества характера людей (смелый- трусливый, добрый- жадный, умный- глупый и т.д.). К пониманию слов, обозначающих противоположные качества характера, дети должны подводиться постепенно.

На последнем году обучения можно предложить детям упражнения по подбору синонимов, подкрепив их демонстрацией картинок. Никакие термины детям не даются. Уточнив изображенное на картинке, педагог записывает предложения, а затем предлагает сказать по другому:

Мальчик спешит…

Девочка заботится о кошке…

Слава и Рома друзья…

Можно предложить детям справочник слова: торопится, ухаживает, товарищи.

В быту и в процессе занятий по разным темам в старших группах могут быть уточнены значения синонимов: идет, падает (снег); падают, осыпаются (листья); появляются, распускаются (листья); дети, ребята, мальчики, девочки; веселый, радостный, смелый, храбрый; грустный, скучный, и.т.д.

С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить наблюдения над многозначностью некоторых слов. Многозначность или полисемия - одна из важнейших характеристик слова. Многозначные слова в разных контекстах имеют различные значения. Уточнение значений многозначных слов проводится лишь на последних годах обучения в детском саду и носит эпизодический характер.

В подготовительной группе, когда дети располагают достаточным лексическим запасом, возможно проведение элементарных языковых наблюдений. Проведение наблюдений над составом и формой слова возможно при условии высокого уровня речевого развития детей.

Целью этой работы является привлечение внимания детей к значению и форме слова, поддержание стремления некоторых детей создавать, образовывать новые слова, подобно слышащим детям занимаясь словообразованием. В этой работе условно можно выделить два направления:

-ознакомление со значением родственных слов, уточнение из значений.

-упражнение в словообразовании на материале слов с ласкательно - уменьшительными суффиксами.

Обычно наблюдения над родственными словами проводятся в процессе работы над тематическим материалом, для чего педагог заранее подбирает лексические единицы. Например, к теме «Растения»- сад, посадим, садовник; «Животные»- рыба, рыбак, кормит, кормушка; «Праздник»- смеялись, смешно, весело. «Времена года. Зима»- снег, снежинка, снеговик; «Игрушки»- ига, играть, игровой (уголок); «Профессии»- строитель, почта, почтальон; болеет, больной, больница; учить, учительница и т.д.; «Семья»- дом, домашний .

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Использование дидактических игр на начальном этапе обучения
Дидактические игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приоб ...

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Метод разбиения задачи на подзадачи
Этот метод состоит в том, что сложную нестандартную задачу разбивают на несколько более простых подзадач, по возможности стандартных или ранее решенных, при последовательном решении которых будет решена и исходная сложная задача. Метод разбиения задачи на подзадачи имеет три разновидности. Разбиени ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru