Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у школьников, особенно в младшем школьном возрасте, должна стать идея интереса к труду. Труд – не обязанность, а потребность, радость, счастье, способ самовыражения личности.
Самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте в процессе труда младшие школьники приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности, трудовая деятельность со всеми её компонентами свойственна детям младшего школьного возраста, но она имеет свои особенности. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять обучение основным умениям и навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания занимались Г. Н. Година, А. С. Макаренко, Я. А. Рожнев, И. С. Синицын, В. А. и некоторые другие педагоги.
В теории и практике трудового воспитания школьников наиболее полно освещены вопросы формирования у школьников трудолюбия, системных знаний о труде взрослых, трудовых умений, вопросы формирования трудолюбия, общетрудовых умений. Однако наименее изучены вопросы формирования положительного отношения к труду у младших школьников.
Одной из характерных особенностей современного общества является всё углубляющееся противоречие: между желанием человека заниматься определённой трудовой деятельностью и возможностью его реализации. Такое положение определяет необходимость нового подхода к трудовому обучению и воспитанию школьников, в частности, к начальным этапам. Другое противоречие состоит в необходимости проведения работы по формированию положительного отношения школьников к труду и нежеланием её проведения в школах в связи с нехваткой времени и слабой методической подготовкой учителей.
Воспитание положительного отношения к труду и миру профессий необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, продолжается эта работа и в начальной школе. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять подготовку учащихся к выбору профессии, обеспечить у младших школьников единой картины о мире труда, профессий, формировать профессиональный интерес, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Формирование положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий».
Цель исследования: изучить и научно обосновать педагогические условия эффективного формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.
Предмет исследования: пути и средства формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.
Гипотеза исследования: формирование положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий будет эффективно, если:
· происходит систематическое обучение детей навыкам самообслуживания;
· формируется потребность младших школьников в трудовой деятельности посредством включения их в игры;
· обеспечивается включение младших школьников в практическую деятельность в образовательно-воспитательном процессе.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность проблемы формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.
2. Изучить средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.
3. Проанализировать практический опыт формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.
4. Выявить практические пути и средства, способствующие формированию положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; анализ практического опыта по проблеме; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; беседа, анкетирование; количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
Экспериментальная работа была проведена на базе школы № 51 г. Прокопьевска.
- Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
- Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
- Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
- Обучение младших школьников навыкам самообслуживания
- Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр
- Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Статьи о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика
слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обу ...
Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...
Воспитание скоростных способностей
Для обозначения качеств спортсмена, непосредственно определяющих скоростные характеристики его действий, издавна пользуются обобщающим термином "быстрота". В последние десятилетия он все чаще замещается термином "скоростные способности". Дело в том, что исследования конкретных ф ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования