Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Страница 1

Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования.

По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает». Здесь имеет значение экономическая сторона, но не менее значима идейно-нравственная. Ведь в труде человек не только создаёт материальные ценности, но и развивает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин.

Трудовое воспитание – непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. И чем богаче эта творческая одарённость, тем лучше условия для расцвета специальных способностей человека.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

По определению, данному в Большой Советской энциклопедии, труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде труд есть, как писал К. Маркс, «вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам».

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Анализируя роль труда в становлении человека, Ф. Энгельс подчёркивал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании его органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятия и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история, отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом.

Прежде, чем приступить к выявлению психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения к миру труда и профессий у школьников, дадим некоторые основные понятия, связанные с трудовым воспитанием школьников.

Основными понятиями являются: «трудовое воспитание», «отношение», «формирование положительного отношения к труду». Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть гармонического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.

Отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Важнейшими путями и формами трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; использование в целях трудового воспитания средств массовой информации и устной пропаганды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Значение физической подготовленности для жизнедеятельности учащихся младших классов
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной кон ...

От людей к людям
Эффективный учитель должен уметь не только изучать библейские истории, материал, словари и т. д.; но и передать это доступно людям, чтобы они не воспринимали библейский материал, как нечто абстрактное, историческое, но могли применить это сегодня, для себя, в своей жизни. Но есть некоторые препятст ...

История развития психологического знания
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидност ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru