Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий

Страница 5

В особый вид труда в младшем школьном возрасте выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и так далее. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд младших школьников в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженное деревце и так далее). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, младший школьник всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы. Младшие школьники наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда даёт младшим школьникам возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Таким образом, труд младших школьников в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, создавая для них подарки.

Применительно к младшему школьному возрасту можно говорить и об умственном труде. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным (изготовленный младшим школьником предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-либо задачи (математической, житейской, собственное «открытие», полученное в результате обдумывания). Последний и есть результат умственного труда. Учитель начальных классов приучает младших школьников «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

В подавляющем большинстве младшие школьники с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуёмного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом, учителю необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы занятий, заботиться о дозировке времени работы, поддерживать готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний школьника скрыты свои положительные моменты.

Как отмечают психологи, поведение младшего школьника определяется чаще всего мотивами двух видов: во-первых, мотивами, идущими от самой деятельности, поступков и переживаний, которые вызываются конкретными обстоятельствами. Путь к сознанию младшего школьника проходит через его переживания, эмоциональные состояния. Если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывают радость, приносят удовольствие, закрепляются в успехе, то у школьника возникает интерес к труду, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытать вдохновенное чувство радости. Так проявляется его активность, стремление делать лучше. С этого начинается формирование положительного отношения школьника к труду. Перед учителем стоит задача добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие младших школьников были увлекательными, интересными, полезными и успешными. Во-вторых, поведение младших школьников определяется мотивами долга, ответственности, пониманием необходимости труда, своих обязанностей, принятых решений. Осознание доступных для них понятий – требований «так надо», «так требуется», «это нужно для всех», «ты обязан», понимание необходимости труда, чувство ответственности за себя и других – мотивы, которые формируются в процессе всей образовательно-воспитательной работы в школе и в семье. Следует иметь в виду, что у младших школьников нередко преобладают личные мотивы труда – выполнить лучше своё поручение, сделать вещь для себя, порадоваться своему успеху, заслужить поощрение самому и так далее. Поэтому необходимо неуклонно расширять значение общественно значимых мотивов труда – делать для коллектива, заботиться обо всех, трудиться бескорыстно и честно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Возрастные границы периода младшего школьного возраста определены обучением в начальной школе. В настоящее время, в связи с четырехлетним начальным образование, этот период охватывает возраст от (6)7 до (9)10 лет. В младшем школьном возрасте начинается интенсивное интеллектуальное развитие. В детск ...

Воспитание: понятие , задачи, направления
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. По определению И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения истори ...

Классификация учебных проектов
Еще один разработчик метода проектов, американский профес­сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru