Организация коллективной трудовой деятельности

Страница 1

Главный аргумент Макаренко в пользу труда, как движителя воспитания, был тот, что нельзя построить правильные межличностные отношения без постоянной трудовой сплочённости и взаимной рабочей ответственности коллектива.

«Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда. Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

Первым шагом к организации коллективного труда в Горьковской колонии (откуда потом пришли колонисты в Дзержинскую коммуну) было создание отрядов по производственному принципу.

Сначала в колонии имени А.М. Горького существовали так называемые первичные отряды с командирами во главе. Все командиры отрядов, вместе взятые, составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным единицам.

Командиры, избираемые на общем собрании сроком на 3 месяца, обладали огромным авторитетом и уважением со стороны остальных воспитанников и Макаренко. На эти должности Антон Семёнович лично подбирал кандидатуры самых ответственных и дисциплинированных ребят. Советы командиров – главный орган самоуправления, решали практически все первостепенные и большинство перспективных задач. Без участия совета ни рядовой колонист, ни, даже, А. С. Макаренко не принимал никаких ответственных решений; более того, если в каком-нибудь вопросе решение самого Макаренко шло вразрез с решением командиров, в некоторых случаях, он им уступал, мотивируя это важностью решения коллектива. Всё это показывает, какая огромная воспитательная работа была проведена в коммуне.

Небезынтересно отметить, что впервые Макаренко применил опыт коллективной организации детского производительного труда по отрядной системе еще в 1917-1919 гг. в Крюковском железнодорожном высшем начальном училище. Это был первый шаг, сделанный Макаренко по пути практического осуществления идеи советской трудовой школы. Училище, в котором преподавал Макаренко, имело свои сады и огороды. Все дети от 12 до 16 лет были распределены по отрядам – садоводов, огородников. Каждый из отрядов делился на подразделения в зависимости от трудового задания. Так были созданы подразделения свекольников, капустников, яблочников и др. Каждый из участников работы носил на рукаве отличительный знак с изображением плода (свеклы, моркови, груши и др.).

На работу ученики собирались у школы. В назначенный час по звуку горна рабочий коллектив выстраивался на площадке перед школой. Впереди стояли знаменщик, горнист и барабанщики. Выходу Макаренко предшествовала команда «смирно». Он торжественно принимал рапорт, вступал в командование рабочей колонной и вел ее на место работы походным маршем. После работы ученики возвращались в школу тем же походным маршем. У здания школы Макаренко произносил краткую речь об итогах дня, и дети расходились по домам.

В коммуне имени Дзержинского все дети были распределены по производственным отрядам, состав которых был точно определен количеством рабочих точек в той или иной мастерской. Отряд имел не только производственное, но и бытовое значение. Из производственных отрядов еженедельно выделялось для работ по самообслуживанию определенное количество коммунаров. Исключительно производственными ячейками являлись рабочие бригады, на которые подразделялся отряд. Воспитанники младшего возраста были сведены в 3 запасных отряда и в большинстве своем были заняты на работах по самообслуживанию.

В дальнейшем, в связи с развертыванием сельскохозяйственных работ, были организованы сводные отряды. Сводные отряды как временные организации, составлявшиеся из воспитанников первичных отрядов, должны были вывести колонистов из ограниченного круга ремесленных интересов и включить их в общий поток коллективного труда.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Оценка профессионального уровня воспитателя инклюзивной группы
Педагогами был пройден тест, взятый из пособия под редакцией к.п.н. Никишиной И.В. «ДОУ. Диагностическая и методическая работа». Тест « Определите на каком уровне вы находитесь как воспитатель» был предложен воспитателям в начале исследования, на входе на 1 этапе (июль 2009г.) и на выходе, 3 этапе ...

Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями ...

Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие спосо ...

Меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru