Организация коллективной трудовой деятельности

Страница 2

Говоря об усложнении организации коллективного труда путем создания сводных отрядов, Макаренко подчеркивал: «Это усложнение, собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории. Только оно позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу .».

Сводные отряды послужили прекрасным средством воспитания организационных навыков, так как они возглавлялись в большинстве случаев рядовыми колонистами, приобретавшими в роли командиров опыт руководящей работы.

Отрядная система способствовала укреплению дисциплины и выполнению учебно-производственных заданий. Благодаря отрядам успешно была проведена техническая реконструкция коммуны: кустарные мастерские были реорганизованы в цеха полукустарного производства, а впоследствии был организован совершеннейший в техническом отношении завод.

Отношения между рядовыми колонистами, командирами и воспитателями регламентировала, так называемая, «Конституция трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского». Это был своеобразный устав колонии, который был составлен, принят и торжественно записан ещё в самом начале существования коммуны при непосредственном участии А. С. Макаренко и совета командиров. Отрывок с этой Конституции я привёл в приложении Д.

Стоит особо отметить, что ещё в коммуне им. Горького, несмотря на ограниченность материальных ресурсов, хозяйство колонии было передовым. Елизавета Федоровна Григорович, выведенная в «Педагогической поэме» в образе Екатерины Григорьевны, в своем выступлении на одном заседании, посвященном памяти А. С. Макаренко, сказала: «Одних свиней у нас было 150 штук. Да какие это были прекрасные породистые свиньи! У нас была замечательная пшеница, селяне приходили смотреть ее, удивлялись!» Влияние коллективного сельского хозяйства на местное население, особенно на молодежь, было огромным.

Одним из наиболее ярких признаков социалистической организации труда колонии было соревнование, которое охватило всех воспитанников. Оно нашло свое выражение в отношении к труду как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, товарищеском отношении к отстающим, в рациональной организации производственных процессов, в дружной работе воспитанников.

Благодаря сознательному отношению к поставленной цели, всякая работа выполнялась колонистами весело и бодро. Эту приподнятость духа в социалистическом труде Макаренко отметил словом «мажор», придав ему значение той высокой политической сознательности, которая служит источником жизнерадостности советского человека.

В подтверждение высокой эффективности организаторского труда Макаренко я привожу несколько фотоснимков из жизни колонии (прил. Б, фот.: 3, 4 и 5). Если внимательно их изучить то можно невольно провести параллель созвенённого организаторского искусства и труда коммуны с уставным порядком если не армии, то, по крайней мере, хорошего пионерского лагеря.

Для лучшей организации труда и эффективного распределения времени был введен четкий график работ с указанием рабочего времени и времени отдыха. Он в колонии был достаточно гибким: иногда приходилось жертвовать временем учебы, чтобы успеть убрать урожай или же выполнить текущие неотложные работы.

Первый шаг для результативной работы – установление жёсткого расписания – режима дня. Он также не был постоянным, однако, в общих чертах, расписание было таково:

утреннее вставание – 7 часов;

завтрак – 7.30;

начало занятий в классах – 8 часов;

конец занятий – 11 часов;

обед – 12 часов;

начало работы в мастерских – 13 часов;

конец работы в мастерских – 14 часов;

ужин – 17 часов;

спать – 21 час.

Приведенное расписание – зимнее. Летом вставали раньше и, иногда, рабочий день оканчивался только к вечеру. Для игр обыкновенно отводилось время после ужина.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Психические процессы. Внимание
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком либо объекте. Оно необходимо и при восприятии, мышлении, действии. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических про ...

Этапы формирования понятия «химическая реакция»
В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того, данное понятие формируется на протяжении всего курса обучения ...

Понятие и сущность познавательного интереса
Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не введёт к её участию, ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru