Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
В формировании положительного отношения к труду младших школьников следует учитывать их склонность к подражанию. Потребность в подражании создаёт предпосылки для ускоренного накопления опыта нравственного поведения, сознательного отношения к труду. Младшего школьника должна окружать обстановка добросовестного отношения к труду всех взрослых: отца, матери, родных, учителя. Это благодатная и живительная среда, на фоне которой развёртывается процесс становления личности школьника, его морального облика, убеждений и привычек поведения. Создание традиций доброго отношения к труду, опора на живые примеры, затрагивающие мысли и чувства школьника, - важное условие формирования нравственного и трудового отношения к труду у младших школьников.
Формирование положительного отношения к труду в младшем школьном возрасте включает не только участие школьников в определённой деятельности, но и ознакомление с трудом людей. При этом решаются основные задачи профориентационной работы с младшими школьниками.
Профориентация – научно-практическая система подготовки школьников к свободному, сознательному, самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию.
Профессиональное самоопределение не только акт выбора. Оно имеет динамический и осознанный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить так:
1. Эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста;
2. пропедевтический – младшие школьники;
3. поисково-зондирующий (с 5 по 7 классы);
4. развития профессионального самосознания (8-10 классы);
5. период уточнения социально-профессионального статуса (10-11 классы);
6. вхождение в профессиональную деятельность;
7. развитие профессионала в процессе самого труда.
Результатом процесса профессионального самоопределения в школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей:
· получение знаний о себе (образ «Я»);
· получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);
· соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
На уроках чтения, русского языка, математики, природоведения младшие школьники знакомятся с общими представлениями о профессиях. Полученные знания углубляются на уроках трудового обучения, которые позволяют школьнику усваивают некоторые положения в конкретной трудовой практике.
На уроках математики, природоведения и трудового обучения школьники приобретают умения и навыки, необходимые для выполнения некоторых общественно полезных дел. Так, на уроках математики они учатся распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры, производить геометрические построения и измерения, пользуясь простейшими измерительными и чертёжными инструментами. Эти умения необходимы при изготовлении изделий различных геометрических форм из бумаги, картона, ткани, проволоки.
Знания и умения, приобретаемые младшими школьниками на уроках, учитель углубляет и закрепляет в свободное от уроков время. Здесь диапазон общественно полезных дел учащихся расширяется. Он включает в себя общественно полезную трудовую деятельность для нужд школы и внешкольных учреждений, самообслуживание в школе и дома, производительный труд, занятия по интересам, общественную работу. Участвуя в разных видах общественно полезного труда, ученики получают новые знания и умения.
Таким образом, организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.
Статьи о педагогике:
Современные средства связи
В потоках информации, проходящих по различным каналам и линиям связи, большая часть приходится на телефонные переговоры. Телефонная связь по-прежнему остаётся самым удобным видом общения людей на расстоянии. Её отличаю простота, доступность, оперативность, высокая информативность. Человеческая речь ...
Общая методика повышения предметной мотивации
Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: – Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике; – Использованные методы обучения соответствую ...
Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования