Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
1. Труд и практическая деятельность школьников оказывают благотворное влияние на их физическое развитие.
2. Труд развивает умственные способности школьников, его сообразительность, творческую смекалку.
3. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности.
4. Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.
5. Труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.
Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности.
Задачи трудового воспитания учащихся начальных классов можно рассматривать как этап формирования у них положительного отношения к труду. Эти задачи определены И.С. Марьенко в «Примерном содержании воспитания школьников»:
· усвоение знаний о роли труда в жизни людей, понимание необходимости труда на общую пользу;
· добросовестное отношение к труду, стремление любую работу выполнять старательно, честно, с желанием и удовольствием;
· проявление ответственности, исполнительности, инициативы и творческого отношения к труду;
· умение работать в коллективе сообща, проявлять товарищескую взаимопомощь, заинтересованность в ходе и результатах коллективной работы;
· бережное отношение к школьному имуществу, инструментам и материалам, учебным принадлежностям, растительному и животному миру;
· умение планировать свою работу, координировать действия, подчинять их общему ходу работы, пользоваться рациональными приёмами труда, быть аккуратными и точными;
· формирование общетрудовых умений и навыков, развитие интереса к технике и техническому творчеству;
· отрицательное отношение к нечестности, лени, порче имущества и небрежности в обращении с оборудованием, инструментами и материалами.
Трудовая деятельность, отношение к труду – одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. У младших школьников важно закладывать убеждение в том, что труд является почётной обязанностью каждого человека, воспитывать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым и желание приносить пользу людям. Формирование положительного отношения к труду у школьников имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.
Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у школьников имеет свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.
Изучив теоретическую сущность трудового воспитания школьников, мы выяснили, что трудовое воспитание и формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников обусловлено их возрастными особенностями. Подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая этому возрасту, требует разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов.
По своему содержанию труд детей младшего школьного возраста – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных младших школьников разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех этапах младшего школьного возраста.
Хозяйственно-бытовой труд – это вид труда, которым способен овладеть младший школьник. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и так далее. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Младший школьник учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда младший школьник может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Статьи о педагогике:
Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности
воспитателя инклюзивной группы на 1 этапе
1 этап психолого-педагогического сопровождения: вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство. Этот этап соответствует этапу адаптации воспитателя к новым обязанностям и характеризуется тем, что он начинает посещать ребёнка с ОВЗ в условиях дома, знакомится с ребёнком и его семьё ...
Информатизация системы образования
Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Мир меняется стремительно, меняются и требования к системе образования. Она уже сегодня должна ориентироваться на те потребности общества, которые ...
Основные организационные формы физического
воспитания детей в школе
Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования