Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников

Перспективы образования » Экологическое воспитание школьников » Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников

Страница 1

Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем. Население Земли использует все большую часть территории планеты, ее минеральные и энергетические ресурсы, ускоряя геохимические преобразования биосферы.

В такой ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Экологические проблемы современности, порожденные производственной экспансией, являются отражением кризиса современной культуры, преодоление которого предполагает корректировку ценностно-нормативной основы бытия, преодоление отчуждения человека от природы на базе нового экологического мировоззрения. Не случайно в социально-гуманитарном знании экологическая культура рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать ценности, знания и соответствующие нормы, и способы жизнедеятельности. В контексте воспитания экологическую культуру следует понимать как меру цивилизованности, синтез опыта и традиций природосообразного и социосохраняющего поведения.

В качестве интегративного фактора становления экологической культуры следует рассматривать ценностно-экологические императивы современной цивилизации, подчиняющие все формы и виды образовательно-воспитательной деятельности сохранению социально-природной экологии. В этой связи экологическое воспитание личности представляется как социально-педагогическая задача, базирующаяся на знании и осознании экологических проблем глобального, регионального и локального уровня, предполагающая формирование экологического миропонимания и отношения, выработку у субъекта воспитания нравственно-эстетического подхода к биосфере - среде его существования и жизнедеятельности.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Характеристика НОУ ВПО "ГЭТИ"
Институт был основан в 1996 году, как Академия "Континент", далее был переименован в НОУ ВПО "Академия социально-экономического развития" (институт), а на данный момент носит название НОУ ВПО "Гуманитарно-экономический и технологический институт" (сокращенное название ...

Русский народный фольклор в группе раннего возраста
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей я решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и потому ...

Средства и отличительные черты методики
В качестве средств воспитания координационных способностей спортсмена могут быть использованы, в принципе, самые различные упражнения из числа средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением координационных трудностей. По мере того, как упражнение становится привычным, все п ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru