Экологическое воспитание школьников

Перспективы образования » Экологическое воспитание школьников

В XX в. в отечественной педагогической науке обозначилась новая стратегия – экологизация школьных дисциплин. По мнению Н.Ф. Реймерса, общая экологизация – это разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, то есть новый этап «экологической культуры».

Понятие «культура» трактуется по разному, но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений.

И.А. Зимняя представляет общую культуру человека, как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к миру, к себе, к другим, к труду, к природе, «сквозными характеристиками» которой являются:

-понимание мира (осмысление);

-знание мира и себя в нем;

-умение;

творение и результирующая характеристика – готовность человека к дальнейшему развитию.

Современные тенденции социокультурного развития личности и общества хорошо выразил А.Г. Асмолов: «...от культуры потребления к культуре достоинства». Реализация этой установки требует существенных изменений в организации образовательной среды. С позиции системного подхода к образовательной среде мы вводим понятие «социализация» как процесс усвоения социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе.

Для педагогики А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, побуждающие человека к действию, при этом объединив их в 3 группы:

-макрофакторы (космос, мир, страна, общество, государство);

-мезофакторы (регион, город, село, поселок);

-микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум).

Социализация – процесс развития индивида, происхождение при его взаимодействии с окружающей средой в ходе жизнедеятельности.

Глобальные процессы, характерные для современного этапа развития общества требуют изменения содержания образования в 3-х направлениях:

-интенсификация познания мира человеком;

-интеграция научного знания;

-признание органического единства природы и человека.

Исходя из вышеперечисленных направлений содержание образования XXI века целью экологического образования можно считать формирование определенного уровня экологизации сознания школьников.

Огромная заслуга В.И. Вернадского в понимании глобальности проблем экологии. Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы природоохранного, экологического образования и воспитания школьников, особенно в последнее время, рассматривается в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина и др. Методику организации природоохранной деятельности, экологического образования и воспитания в процессе ТКД учащихся успешно разрабатывали А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др. Психолого-педагогические идеи о единстве формирования, воспитания и развития личности решали Л.C. Выготский, B.В. Давыдов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, B.C. Мухина. На крупных международных конгрессах (Мехико, Белград, Рио-де-Жанейро) по проблемам образования в области окружающей среды (ОООС) среди наиболее эффективных средств экологического воспитания назывался летний лагерь. Однако, сравнивая это средство с туристско-краеведческой экспедицией экологической направленности, мы убедились в значительно более эффективном воспитательном воздействии последней.

По мнению Л.В. Тарасова «экологизация сознания, т. е. экологизация знаний человека о мире, его самосознания и его деятельности реализуется на основе существенного обновления содержания учебного материала и методов его изучения – в соответствии с требованиями интегративно-гуманитарного подхода».

Школьная практика показывает, что развитие экологического сознания участников образовательного процесса происходит в образовательной среде, построенной на основе интегративно-гуманитарного подхода к содержанию, технологиям и управлению образованием, реализующей принципы интеграции, гуманизации, гуманитаризации.

Понятие «интегративно-гуманитарный подход» определено Л.В. Тарасовым как «содержание учебного материала и форма, в которой он преподносит учащимся, должны быть таковыми, чтобы формировать у учащихся ценностное видение мира и понимания места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой». Интегративно-гуманитарный подход является, по сути, методологической базой модели школы, цель которой – формирование экологической направленности личности школьника с последующим развитием экологического сознания, экологической культурой, экологического императива.

Цель работы - изучение программы экологического воспитания школьников 11-15 лет посредством туризма на примере школы.

Задачи: -рассмотреть основы формирования экологической культуры личности; -охарактеризовать основные направления экологического воспитания в школе; -рассмотреть методики экологического воспитания школьников посредством туризма;

-предложить мероприятия по совершенствованию экологического воспитания в школьном туризме.

Объектом исследования являются школьники школы с экологическим направлением. Предметом исследования являются методы экологического воспитания в школьном туризме.


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru