Экологическое воспитание школьников
В XX в. в отечественной педагогической науке обозначилась новая стратегия – экологизация школьных дисциплин. По мнению Н.Ф. Реймерса, общая экологизация – это разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, то есть новый этап «экологической культуры».
Понятие «культура» трактуется по разному, но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений.
И.А. Зимняя представляет общую культуру человека, как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к миру, к себе, к другим, к труду, к природе, «сквозными характеристиками» которой являются:
-понимание мира (осмысление);
-знание мира и себя в нем;
-умение;
творение и результирующая характеристика – готовность человека к дальнейшему развитию.
Современные тенденции социокультурного развития личности и общества хорошо выразил А.Г. Асмолов: «...от культуры потребления к культуре достоинства». Реализация этой установки требует существенных изменений в организации образовательной среды. С позиции системного подхода к образовательной среде мы вводим понятие «социализация» как процесс усвоения социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе.
Для педагогики А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, побуждающие человека к действию, при этом объединив их в 3 группы:
-макрофакторы (космос, мир, страна, общество, государство);
-мезофакторы (регион, город, село, поселок);
-микрофакторы (семья, группы сверстников, микросоциум).
Социализация – процесс развития индивида, происхождение при его взаимодействии с окружающей средой в ходе жизнедеятельности.
Глобальные процессы, характерные для современного этапа развития общества требуют изменения содержания образования в 3-х направлениях:
-интенсификация познания мира человеком;
-интеграция научного знания;
-признание органического единства природы и человека.
Исходя из вышеперечисленных направлений содержание образования XXI века целью экологического образования можно считать формирование определенного уровня экологизации сознания школьников.
Огромная заслуга В.И. Вернадского в понимании глобальности проблем экологии. Проблемы экологии рассматривали Э.В. Гирусов, A.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и др. Вопросы природоохранного, экологического образования и воспитания школьников, особенно в последнее время, рассматривается в исследованиях Д.И. Водзинского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, П.В. Иванова, А.П. Сидельковского, И.Т. Суровегиной, СП. Фокина и др. Методику организации природоохранной деятельности, экологического образования и воспитания в процессе ТКД учащихся успешно разрабатывали А.А. Остапец-Свешников, Т. И. Сущенко, И.П. Пилат, М.Н. Ямницкий, И.Л. Беккер и др. Психолого-педагогические идеи о единстве формирования, воспитания и развития личности решали Л.C. Выготский, B.В. Давыдов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, B.C. Мухина. На крупных международных конгрессах (Мехико, Белград, Рио-де-Жанейро) по проблемам образования в области окружающей среды (ОООС) среди наиболее эффективных средств экологического воспитания назывался летний лагерь. Однако, сравнивая это средство с туристско-краеведческой экспедицией экологической направленности, мы убедились в значительно более эффективном воспитательном воздействии последней.
По мнению Л.В. Тарасова «экологизация сознания, т. е. экологизация знаний человека о мире, его самосознания и его деятельности реализуется на основе существенного обновления содержания учебного материала и методов его изучения – в соответствии с требованиями интегративно-гуманитарного подхода».
Школьная практика показывает, что развитие экологического сознания участников образовательного процесса происходит в образовательной среде, построенной на основе интегративно-гуманитарного подхода к содержанию, технологиям и управлению образованием, реализующей принципы интеграции, гуманизации, гуманитаризации.
Понятие «интегративно-гуманитарный подход» определено Л.В. Тарасовым как «содержание учебного материала и форма, в которой он преподносит учащимся, должны быть таковыми, чтобы формировать у учащихся ценностное видение мира и понимания места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой». Интегративно-гуманитарный подход является, по сути, методологической базой модели школы, цель которой – формирование экологической направленности личности школьника с последующим развитием экологического сознания, экологической культурой, экологического императива.
Цель работы - изучение программы экологического воспитания школьников 11-15 лет посредством туризма на примере школы.
Задачи: -рассмотреть основы формирования экологической культуры личности; -охарактеризовать основные направления экологического воспитания в школе; -рассмотреть методики экологического воспитания школьников посредством туризма;
-предложить мероприятия по совершенствованию экологического воспитания в школьном туризме.
Объектом исследования являются школьники школы с экологическим направлением. Предметом исследования являются методы экологического воспитания в школьном туризме.
- Стратегия и важнейшие институты формирования экологической культуры школьников
- Педагогический комплекс экологического воспитания в системе туристской деятельности
- Психологические особенности учащихся 11-15 летнего возраста
- Программа экологического воспитания школьников 11-15 лет посредством туризма
- Научно-исследовательская деятельность учащихся в изучении особо охраняемых природных территорий района
- Экспедиция, как эффективная форма познания окружающей среды
- Деятельность школьного туристского клуба
Статьи о педагогике:
Педагогическая система П.П. Блонского
Павла Петровича блонского (1884—1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ...
Педагогическая система Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзо ...
Анализ законодательной базы в области инклюзивного образования
Законодательной базой в области инклюзивного образования является: 4. Конституция Российской Федерации 5. «Конвенция о правах ребенка». 6. «Конвенция ООН о правах инвалидов». 4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамбле ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования