Педагогический комплекс экологического воспитания в системе туристской деятельности

Перспективы образования » Экологическое воспитание школьников » Педагогический комплекс экологического воспитания в системе туристской деятельности

Проблемы, экологического воспитания молодежи, особенно учащихся в условиях качественно нового этапа развития общества стоят в одном ряду с оздоровлением экономики, борьбой с эпидемическими заболеваниями, урбанизацией, последствиями научно-технического прогресса, гиподинамией. Решать эти проблемы вынуждены будут сегодняшние школьники, вступающие в жизнь на пороге нового тысячелетия. Современной школе необходима новая образовательно-воспитательная парадигма, подтверждающая высокую миссию экологии в сохранении природы, а вместе с ней и общества.

Одним из путей активизации педагогической деятельности по формированию экологической направленности личности школьников может быть туристско-краеведческая деятельность, осуществляемая в школе.

Исследованиями последних лет убедительно доказано, что туристско-краеведческая деятельность является эффективным комплексным средством гармоничного развития личности, особенно учащихся подросткового возраста и старшеклассников. Деятельность, которая дает возможность приобрести навыки общения с природой, формирует ценные личные качества: коллективизм, общительность, настойчивость, решительность, терпеливость, готовность переносить стрессовые ситуации, прийти на помощь и другие. Туризм воспитывает умение противостоять вредным привычкам (курение, алкоголь и т.п.), сформировать прочные основы здорового, насыщенного интересными и полезными делами, образа жизни.

Сформированная в процессе туристско-краеведческой деятельности "экологически направленная воля предполагает непреклонное осуществление практического действия в природе и обществе только и исключительно с учетом экологически позитивных последствий".

Педагогический комплекс экологического воспитания в системе туристской деятельности включает в себя: а) сферы и направления деятельности (предметно-деятельностный комплекс); б) уровни освоения экологической культуры (репродуктивный, частично-продуктивный, креативный); в) образовательные программы и формы образовательного процесса (критериально-содержательный комплекс). Объединяющими принципами выступают: эколого-ориентированный подход к организации коллективной деятельности; средовый подход, рассматривающий культуру и природу как среду формирования личности; творчество как способ развития человека в экосоциуме.

Технологичность педагогической деятельности по экологическому воспитанию личности старшеклассника описывается с помощью таких понятий, как диагностичность, воспроизводимость, гарантированность результата, возможность тиражирования, мотивированность. При этом используемые педагогические технологии необходимо подбирать в соответствии с закономерностями индивидуального развития, творческой природой воспитания, активнее использовать техники понимания, абстрагирования, рефлексии, творческого действия.

Эффективность экологического воспитания на базе эколого-туристского материала определяется. Балансом познавательной и предметной деятельности; личностно ориентированным подходом к организации совместной деятельности, клубным характером общения; ориентацией педагогических технологий на самоопределение и развитие личности через освоение различных граней и уровней экологической культуры, которая должна восприниматься как общечеловеческая ценность и результат осознанной деятельности личности.


Статьи о педагогике:

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 3 этапе
Этап психолого-педагогического сопровождения личности на пути к профессионализму Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ка ...

Программа деятельности ДДЮТ по развитию творческого потенциала подростков с использованием фотографии
Выбор и приглашение 20 воспитанников хореографического отдела и 20 воспитанников из спортивно-технического отдела принять участия в занятиях по искусству фотографии. Исследовательская работа для выявления начального уровня развития творческого потенциала учащихся, с помощью использования различных ...

Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru