Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Страница 1

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право­вой культуры. В юридической и специальной психоло­го-педагогической литературе, анализирующей правосоз­нание подростков с девиантным поведением, выделяют­ся следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статья­ми Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследо­ваний показывают ограниченность этих знаний, отсут­ствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в со­поставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную ша­лость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состо­янии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководству­ются не нормой закона, а мотивом действия. Если, напри­мер, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авто­ритетных для них людей или воздействия мнения груп­пы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправ­ные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилак­тики и педагогической коррекции противоправного поведе­ния является правовое воспитание школьников, которое фор­мирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Как сказано в учебнике по педагогике под редакцией, правовое воспитание — это организованное, систе­матическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, на­выки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заклю­чается в формировании их правосознания и в обеспече­нии на этой основе сознательного и активного правомер­ного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правово­го просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельнос­ти в школе и по месту жительства; г) повышение право­вой культуры родителей и педагогов.

Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

· наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

· стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

· активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

· связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

· обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

· учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ­ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре­делять грань между дозволенным и запрещенным, выби­рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способ­ствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которо­го производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формиро­вание такого понятийного аппарата — одна из важней­ших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоя­тельному, правильному и сознательному усвоению пра­вовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право­вой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитан­ности личности.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...

Особенности обучения дошкольников лексике английского языка
Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приу ...

Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru