Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Страница 2

Содержание правового просвещения несовершеннолет­них должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото­рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю­щих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна­комство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об­щественных местах, Правила дорожного движения, Пра­вила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взры­воопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащих­ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс­трируются местным материалом; правовые беседы; исполь­зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать£вое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен­ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи­тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада­чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп­риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак­тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за­конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятель­ность, а только такая, которая организована педагогичес­ки правильно.

Одно из важнейших условий педагогически правиль­ной организации правоохранительной деятельности — со­здание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют следующие обстоятель­ства: раскрытие ее общественной значимости и интерес­ное содержание самой деятельности.

Другим важным условием является обеспечение каж­дому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчи­вость, самостоятельность, независимость и т. д. Это по­зволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, за­воевать авторитет у окружающих. Активная позиция спо­собствует более глубокому осознанию и усвоению уча­щимися правовых норм, обостряет чувство ответствен­ности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызы­вает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Следующее важное условие организации правоохра­нительной деятельности — систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению орга­низации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нрав­ственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организа­ции правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопоряд­ка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микро­районе школы и во внешкольных детских учреждени­ях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» пат­рули по охране природы, отряды юных инспекторов до­рожного движения, добровольные детские пожарные дру­жины, а также активное участие в деятельности инспек­ций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых зна­ний среди населения и младших школьников и др.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Россия в Болонском процессе
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, который зафиксирован Федеральным законом ...

Ролевая игра: её место и роль в педагогическом процессе на уроках английского языка
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru