Формы взаимодействия «учитель – ученик»

Страница 1

а) из опыта педагогов – новаторов

Уже на уроках основной формой взаимодействия между учеником и учителем должно являться сотрудничество. При этом сохраняются элементы распорядительства и подчинения. Педагог учитывает мнения и пожелания учеников; советуется с ними, глубоко проникает в их мысли и настроения, проявляет максимум чуткости, заботы, делает все возможное для удовлетворения их разнообразных потребностей и интересов. Учитель вместе со школьниками планирует урок, организует работу, контролирует ее и оценивает результаты.

Опыт передовых учителей, в том числе, работающих в Белгородской области показывает, что творческий подход к обучению формирует у учащихся стойкий интерес к учению, помогает раскрыть индивидуальные способности, развивает моральные качества. Такие учителя, как Шаталов В.Ф., Ильин Е.Н., Волков И.П., Амонашвили Ш.А. и многие другие создали инновационные методы обучения на основе теоретического осмысления и обоснования. Творческий и нерасторжимый союз теории и практики – залог высокого качества педагогического процесса в любом образовательном учреждении. Многие опытные педагоги понимают, что формирование личности, проявление различных нравственных качеств учащихся возможно только в деятельности. Чтобы этот процесс деятельности был направленным, отвечал конкретным воспитательным задачам, в каждой школе организуется план воспитательной работы, создаются детские самодеятельные организации, классный коллектив становится звеном в воспитательной цепи школы. От руководства школы, вожатых, классных руководителей зависит, чтобы в этих коллективах «не потерялась» отдельная личность подростка, учитывались ее индивидуальные особенности и возрастные, и психологические, а сам процесс воспитания проходил корректно, неагрессивно.

Что же такое нравственное воспитание? Воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным нормам общественного поведения. В школе осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Каждый педагогический коллектив ставит конечной целью и задачей нравственного воспитания – выработать у каждого человека активную жизненную позицию.

Все задачи нравственного воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе. В трудовой, общественной, творческой, игровой, спортивной и других видах деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых происходит формирование личности.

Каждая группа нравственных отношений включает в себя определенные нравственные качества. Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, чувств и поведения.

Сухомлинский писал: «Утверждение в юных душах системы положительных взглядов невозможно без горения страстей, без горячей, беспощадной нетерпимости и непримиримости к злу, неправде, унижению человеческого достоинства, беспринципности. Добро и красота, нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладевают юными сердцами, когда я утверждаю в них исключительную чувствительность к злу, внутреннюю готовность не только не допустить в свое сердце нравственные пороки, но и быть борцом против зла, где бы оно не проявлялось».

Гуманизм как нравственное качество, характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных делах на пользу окружающим людям. Осознание личностью своего нравственного облика, своего места в обществе, в коллективе характеризует нравственное отношение к себе, к своему поведению. Эталоном нравственной оценки самого себя как личности являются моральные принципы и нормы, существующие в обществе. Нравственная оценка себя как личности построена на постоянной оценке своего поведения. Человек сравнивает свои дела и помыслы с жизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Формирование нравственного отношения личности к себе, к своему поведению происходит наиболее успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования, ориентируясь при этом на нравственный идеал общества.

Одной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, является сознательная дисциплина. Дисциплина как моральная норма общественного поведения требует соответствия поведения человека моральным требованиям общества, нормам и правилам общества. Основную роль в воспитании дисциплины у школьников играет коллектив, отношения в котором строятся на взаимном доверии и уважении друг к другу, взаимопомощи и товариществе. В таком коллективе дисциплина воспринимается ребятами не как что - то навязанное, а как необходимость для нормальной, интересной жизни коллектива.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Описание результатов педагогического эксперимента
Исследование уровня мотивации к изучению математики проводилось в рамках естественного эксперимента на материале предмета «Алгебра» в 7-х классах. Замеры проводились в начале и в конце экспериментальной темы. В контрольном классе – 20 учащихся, в экспериментальном классе – 20 учащихся. Подсчитав дл ...

Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко
Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений. Несмотря на то, что да ...

Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры
Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, " ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru