Основные методические положения воспитания гибкости

Перспективы образования » Физическая подготовка спортсменов » Основные методические положения воспитания гибкости

Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем.

Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. Число непрерывных повторений, составляющих серию, должно быть достаточно большим — обычно не меньше 8— 12, так как отдельные кратковременные воздействия на растягиваемые мышечно-связочные группы малоэффективны. Пределом рационального числа повторений является начало сокращения амплитуды движений под влиянием наступающего утомления. Тренированным спортсменам удается непрерывно повторять движения с максимальной или близкой к ней амплитудой 40 и более раз. Статические упражнения "в растягивании" выполняются с постепенным увеличением времени "выдержек" — от нескольких до десятков секунд. Диапазон этих дозировок меняется в зависимости от задач воспитания гибкости, индивидуальных особенностей ее развития, уровня предварительной подготовленности спортсмена, его возраста и особенностей применяемых упражнений.

Упражнения "в растягивании" могут включаться во все части тренировочного занятия при условии, если они целесообразно сочетаются с другими его элементами и дозированы согласно общим правилам нормирования нагрузок. В подготовительной части занятия эти упражнения составляют один из компонентов разминки. Вначале их можно выполнять лишь с укороченной амплитудой; увеличение ее допускается по мере разогревания, которое обеспечивают не столько упражнениями "в растягивании", сколько другими упражнениями, связанными с повышенной теплопродукцией (бег и др.). Под влиянием достаточного предварительного разогревания (о нем судят, в частности, по степени потоотделения), например, после 20-минутной разминки амплитуда некоторых движений возрастает почти на 10 см.

Если в тренировочном занятии наряду с другими задачами предусматривается массированное воздействие на гибкость, упражнения "в растягивании" целесообразно сосредоточивать во второй половине основной части, выделяя их в относительно самостоятельный раздел. При этом их следует выполнять несколькими сериями с поочередным воздействием на различные звенья опорно-двигательного аппарата, в сочетании с упражнениями "в расслаблении". Когда же упражнения "в растягивании" имеют преимущественно "поддерживающую" направленность или играют сугубо вспомогательную роль (как элемент специальной разминки), их выполняют отдельными сериями в интервалах между основными упражнениями.

Объем нагрузок, применяемых для улучшения гибкости или для предотвращения ее регресса, распределяют между основными и дополнительными тренировочными занятиями, причем дополнительные самостоятельные занятия часто бывают наиболее удобной формой повседневного включения этих нагрузок, если задания хорошо освоены спортсменом как по дозировке, так и по способу выполнения. Их можно выполнять и в утренние часы. Хотя показатели гибкости в это время снижены, упражнения "в растягивании" не теряют своей эффективности при условии достаточной разминки.

Упражнения "в растягивании" дают наиболее значительный кумулятивный эффект, когда они выполняются ежедневно и в течение дня неоднократно (два раза в день и более по нескольку серий упражнений). Это позволяет за относительно небольшие сроки достигать более значительного улучшения гибкости, чем при том же объеме нагрузок, рассредоточенных во времени. Так, прирост показателей гибкости в одном из сравнительных экспериментов всего за 10 занятий, проведенных в концентрированном режиме (2 занятия в день на протяжении 5 дней, по 30 ритмических наклонов в каждом занятии), оказался почти в два раза больше, чем при том же числе повторений и том же числе занятий, но проводившихся через день.

Этапы таких концентрированных нагрузок сравнительно не продолжительны. По некоторым данным, вполне достаточно 8—10 недель, чтобы в основном реализовать ту часть возможного прироста размаха движений, которая зависит от улучшения эластичности мышц. Дальнейший прирост подвижности в суставах, несмотря на усиление нагрузок, становится незначительным, поскольку он происходит в меру длительных приспособительных изменений костно-связочных структур, для чего требуются не столько концентрированные, сколько регулярные нагрузки на протяжении ряда этапов многолетней тренировки. После же того, как обеспечен необходимый размах движений, нагрузки, связанные с упражнениями "в растягивании", приобретают в основном стабилизирующий характер. Их объем при этом может существенно уменьшаться (что не относится, однако, к периодам возрастного регресса гибкости, когда для сохранения ее с каждым годом приходится затрачивать все больше усилий).


Статьи о педагогике:

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Психолого-педагогическая сущность формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования. По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное благосостояние чел ...

Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru