Основные методические положения воспитания гибкости
Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем.
Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. Число непрерывных повторений, составляющих серию, должно быть достаточно большим — обычно не меньше 8— 12, так как отдельные кратковременные воздействия на растягиваемые мышечно-связочные группы малоэффективны. Пределом рационального числа повторений является начало сокращения амплитуды движений под влиянием наступающего утомления. Тренированным спортсменам удается непрерывно повторять движения с максимальной или близкой к ней амплитудой 40 и более раз. Статические упражнения "в растягивании" выполняются с постепенным увеличением времени "выдержек" — от нескольких до десятков секунд. Диапазон этих дозировок меняется в зависимости от задач воспитания гибкости, индивидуальных особенностей ее развития, уровня предварительной подготовленности спортсмена, его возраста и особенностей применяемых упражнений.
Упражнения "в растягивании" могут включаться во все части тренировочного занятия при условии, если они целесообразно сочетаются с другими его элементами и дозированы согласно общим правилам нормирования нагрузок. В подготовительной части занятия эти упражнения составляют один из компонентов разминки. Вначале их можно выполнять лишь с укороченной амплитудой; увеличение ее допускается по мере разогревания, которое обеспечивают не столько упражнениями "в растягивании", сколько другими упражнениями, связанными с повышенной теплопродукцией (бег и др.). Под влиянием достаточного предварительного разогревания (о нем судят, в частности, по степени потоотделения), например, после 20-минутной разминки амплитуда некоторых движений возрастает почти на 10 см.
Если в тренировочном занятии наряду с другими задачами предусматривается массированное воздействие на гибкость, упражнения "в растягивании" целесообразно сосредоточивать во второй половине основной части, выделяя их в относительно самостоятельный раздел. При этом их следует выполнять несколькими сериями с поочередным воздействием на различные звенья опорно-двигательного аппарата, в сочетании с упражнениями "в расслаблении". Когда же упражнения "в растягивании" имеют преимущественно "поддерживающую" направленность или играют сугубо вспомогательную роль (как элемент специальной разминки), их выполняют отдельными сериями в интервалах между основными упражнениями.
Объем нагрузок, применяемых для улучшения гибкости или для предотвращения ее регресса, распределяют между основными и дополнительными тренировочными занятиями, причем дополнительные самостоятельные занятия часто бывают наиболее удобной формой повседневного включения этих нагрузок, если задания хорошо освоены спортсменом как по дозировке, так и по способу выполнения. Их можно выполнять и в утренние часы. Хотя показатели гибкости в это время снижены, упражнения "в растягивании" не теряют своей эффективности при условии достаточной разминки.
Упражнения "в растягивании" дают наиболее значительный кумулятивный эффект, когда они выполняются ежедневно и в течение дня неоднократно (два раза в день и более по нескольку серий упражнений). Это позволяет за относительно небольшие сроки достигать более значительного улучшения гибкости, чем при том же объеме нагрузок, рассредоточенных во времени. Так, прирост показателей гибкости в одном из сравнительных экспериментов всего за 10 занятий, проведенных в концентрированном режиме (2 занятия в день на протяжении 5 дней, по 30 ритмических наклонов в каждом занятии), оказался почти в два раза больше, чем при том же числе повторений и том же числе занятий, но проводившихся через день.
Этапы таких концентрированных нагрузок сравнительно не продолжительны. По некоторым данным, вполне достаточно 8—10 недель, чтобы в основном реализовать ту часть возможного прироста размаха движений, которая зависит от улучшения эластичности мышц. Дальнейший прирост подвижности в суставах, несмотря на усиление нагрузок, становится незначительным, поскольку он происходит в меру длительных приспособительных изменений костно-связочных структур, для чего требуются не столько концентрированные, сколько регулярные нагрузки на протяжении ряда этапов многолетней тренировки. После же того, как обеспечен необходимый размах движений, нагрузки, связанные с упражнениями "в растягивании", приобретают в основном стабилизирующий характер. Их объем при этом может существенно уменьшаться (что не относится, однако, к периодам возрастного регресса гибкости, когда для сохранения ее с каждым годом приходится затрачивать все больше усилий).
Статьи о педагогике:
Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...
Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области
В настоящее время около 4,2 % от общего количества детей, проживающих в Ростовской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в особых условиях получения образования. Целенаправленная работа по созданию таких условий в региональной системе специального обр ...
Методические аспекты в преподавание основных
школьных редакторов
Программа PhotoShop представляет собой мощную программу по обработке растровой графики, устойчивую к действиям пользователя. Данное свойство позволяет использовать графический редактор, как в профессиональной деятельности, так и в игровом процессе. Алгоритм работы большинства функций позволяет прос ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования