Обучение младших школьников навыкам самообслуживания

Страница 1

Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной работы в школе. Подробнее остановимся на этом направлении работы.

Правильное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать школьников к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Сначала это может быть простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддерживание чистоты в ванной и так далее. В лекции для родителей «Воспитание в труде» А. С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье.

Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет младшим школьникам не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности и повышение её значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости.

Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по оказанию помощи близлежайшим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становится интересным, что и способствует стимулированию его трудовой активности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия между объёмом имеющихся у них умений и навыков и необходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе обучения и воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны трудовой подготовки могут усовершенствовать.

Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснения учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

В формировании и развитии представлений младших школьников о труде большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими из них являются следующие:

создание постоянных или временных ученических звеньев для той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами и так далее;

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Пути повышения двигательной активности во внеклассных формах организации занятий
Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал I-IV классов входят простейшие виды пост ...

Развитие выносливости
Выносливость — это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению. Длительн ...

Способы получения каучука и их демонстрация на уроках химии
Опыты с каучуком проводятся с целью показан, отношение его к органическим растворителям, принадлежность к непредельным соединениям и отличие свойств вулканизированного каучука и резины. Отношение каучука и резины к растворителям. Невулканизированный каучук растворяется во многих органических раство ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru