Понятия, функции, виды и свойства внимания

Страница 1

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается.

Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточение на нем. К.С. Станиславский замечает: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.»

Упорядоченность достигается благодаря особому процессу психики вниманию, с помощью которого из массы окружающих объектов-предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответственно его потребностям, жизненным планам. Внимание

– это физиолог многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает. Внимание –

это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимание может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свои собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психологических процессов. Внимание – характеристика любого психологического процесса восприятия. Когда человек вслушивается, рассматривает, принюхивается, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышление, когда решает какую – то задачу; памяти, когда что-то определенное вспоминает или пытается запомнить; воображение, когда старается что-то отчетливо представить себе. Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И, во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

И у школьника и студента, как бы талантливы или способны они небыли, всегда будут проблемы в знаниях, если внимание их не достаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленностьвнимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенностьвнимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходима при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Формы физической подготовки в физическом воспитании школьников
Роль физического воспитания школьников многогранна. Это средство оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранение и повышение работоспособности школьников на протяжении всего периода обучения в школе. Внеурочная работа (внеклассная, внешкольная) по физическому воспитанию школьников дополняет ...

Методические особенности изучения темы: «электролиз растворов и расплавов
Урок по теме: Электролиз" Проверка, корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Электролиз» через эксперимент и решение задач. - Формирование навыков техники выполнения эксперимента, умения решать расчетные и качественные задачи, составлять уравнения химических реакций, протекающих при ...

Экспериментальное обучение детей старшего дошкольного возраста измерению величин
В ходе обучающего эксперимента детям экспериментальной группы была предложена серия заданий, которая представляет из себя задачи на сохранение в форме дидактической игры. I период обучения. Эксперимент проводился фронтально. Каждому было предложено две карточки, (на одной изображены 10 кранов, а на ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru