Понятия, функции, виды и свойства внимания

Страница 1

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается.

Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточение на нем. К.С. Станиславский замечает: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.»

Упорядоченность достигается благодаря особому процессу психики вниманию, с помощью которого из массы окружающих объектов-предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответственно его потребностям, жизненным планам. Внимание

– это физиолог многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает. Внимание –

это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимание может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свои собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психологических процессов. Внимание – характеристика любого психологического процесса восприятия. Когда человек вслушивается, рассматривает, принюхивается, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышление, когда решает какую – то задачу; памяти, когда что-то определенное вспоминает или пытается запомнить; воображение, когда старается что-то отчетливо представить себе. Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И, во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

И у школьника и студента, как бы талантливы или способны они небыли, всегда будут проблемы в знаниях, если внимание их не достаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленностьвнимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенностьвнимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходима при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики
Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и ее составляющие (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Развитию коммуникативных способностей способствуют прежде всего уроки русского языка и чтения. Образовательная система «Школа 2100» единс ...

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru