Понятия, функции, виды и свойства внимания
2. Концентрация внимания характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для угашения прежней доминанты и создания новой. Мальчик занят дома конструированием самодельного летательного аппарата. Ни разговоры родителей, ни шум и возня братишек, ни телевизор — ничто его не отвлекает. Внимание его обладает большой силой концентрации. У маленьких школьников это редкое явление. Концентрация внимания — один из показателей, влияющих на количество ошибок в работах учащихся. У детей могут быть неодинаково развиты концентрация внимания и его объем. При большом объеме, как правило, снижается качество работы, при маленьком — концентрация может быть высокой.
3. Устойчивость внимания. Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты, т. е. устойчивость внимания. Устойчивое внимание первоклассники могут сохранять в течение 25—30 минут. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.
Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. В такой длительности сохранения одной доминанты обнаруживается значительная устойчивость детского внимания. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время — рассеянность детей. Быть рассеянным — значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от того дела, которым занят. Рассеянность противоположна устойчивости внимания и силе его сосредоточения.
Чтобы бороться с рассеянностью или, что еще лучше, предупредить возникновение этого качества детского внимания, необходимо знать причины, вызывающие его появление. А эти причины различны, поэтому и борьба с рассеянностью требует использования различных путей.
Прежде всего, необходимо еще раз напомнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у маленьких школьников — явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности, о чем было сказано выше.
Но есть ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным. Одна из наиболее часто встречающихся причин рассеянности детей — их легкое и быстро появляющееся утомление. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывает возникновение сильного и разлитого торможения нервной деятельности мозговой коры. Это сказывается в наступлении сонливости, а затем и глубокого сна, который И. П. Павлов назвал «охранительным торможением». Нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражения. Если частота наступления и сила такого утомления повышаются и оно не снимается обычным отдыхом это говорит о том, что наступило переутомление. Ребенок уже не может уснуть, теряет аппетит, становится вялым и раздражительным. Ему нужна медицинская помощь.
Многие родители не придают должного значения режиму дня своих детей. Они разрешают даже маленьким детям проводить многие часы у телевизора, смотреть трудные для их понимания и порой предназначенные для взрослых передачи, впечатления от которых долго занимают у ребенка «доминантное» положение. Дети не высыпаются и с трудом поднимаются утром с постели. Даже выходной день не приносит многим ребятам нужного им отдыха.
Статьи о педагогике:
Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...
Образовательная система в колонии
В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производст ...
Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Прилагательные классифицируются по ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования