Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

Перспективы образования » Воспитание нравственных поступков старших школьников » Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

Страница 1

Ситуация выбора - это совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив. Для того, чтобы была возможность выбора, должно быть наличие вариантов. Варианты могут быть заданы ситуацией по-разному:

Могут быть четко заданы, и следует провести операцию выбора;

Могут только предполагаться, и их требуется найти;

Могут присутствовать как ощущение, что нужно что - то предпринять. Ребенок растет, развивается и пробует выбрать себе такую позицию в системе социальных отношений, которая будет ему близка и позволит реализовать себя. Значительное влияние на этот процесс оказывают личностные качества человека, осуществляющего этот выбор.

Фактором, активно влияющим на гармоничное развитие личности и её самоопределение, является достаточно разнообразное социальное общение, когда предъявляемые к развивающейся личности общественные требования служат отправным моментом в формировании жизненной позиции, критериями правильности выбора, когда система социальных «опор» постоянно находит внутреннее одобрение или неодобрение личности. В подростковом возрасте круг общения состоит из взрослых (родителей, родственников, учителей), сверстников своего и противоположного пола и иногда старших или младших ребят. В нашем исследовании нас интересует проблема общения подростков со взрослыми. Дети этого возраста зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по общению и воспринимают их как источник организации и обеспечения их жизни. Однако взрослые остаются для подростков одним из основных источников получения социального опыта, а, следовательно, формирования системы ценностных ориентаций.

До последнего времени внимание ученых не было в достаточной мере обращено к вопросу о роли взрослых в социальном самоопределении подростков. Степень и характер этого влияния мы попытались выявить в ходе проведенного исследования.

Наше наблюдение проходило в августе 2008 года на базе летнего лагеря, где на протяжении смены была организована ролевая игра «Диалог культур». Все дети, участвующие в программе, вожатский и методический состав были вовлечены в происходящее, то есть стали участниками игры. Специфика ситуации состояла в том, что исследование проводилось во время ролевой игры и процесс самоопределения участников игры в ней и по отношению к ней был неизбежен.

Целью нашего наблюдения было следующее: выявить наличие зависимости между общением младших школьников со взрослыми в процессе социального выбора и успешностью их социального самоопределения, являющегося следствием этого выбора. Социальное самоопределение младших подростков в процессе игры было представлено следующими формами:

- самоопределение в выборе представителя, руководителя отряда;

- самоопределение в выборе собственной функции в деятельности;

- самоопределение в выборе цели собственной деятельности:

в игре;

после игры.

Исходя из определения понятия «социальное самоопределение», данного М.И.Рожковым, мы можем выдвинуть ряд предположений относительно сущности рассматриваемых нами ситуаций выбора.

Ситуация выбора командира отряда. Совершая выбор командира отряда, дети выбирают одного из своих товарищей. Каким же образом здесь выражается их социальная позиция и социальная роль? Ответ на поставленный вопрос нам помогут найти причины, которыми дети объясняли свой выбор руководителя отряда.

Спектр причин данного выбора нам позволило определить исследование, проведенное в рамках социометрии с подростками, участвовавшими в программе. Традиционное социометрическое исследование было нами несколько видоизменено: детям предлагалось не только совершить выбор, но и назвать его причину.

Среди множества обоснований нами были выделены наиболее частотные:

- он мой друг;

- он ответственный;

- умеет организовать;

- активный;

- у него всегда много идей;

- во всем разберется и может дать хороший совет.

Каждая из этих причин обусловливает разную позицию человека, совершающего выбор, по отношению к командиру. Это, возможно, позиции:

- друга командира;

- пассивная, при которой роль организатора сознательно отдается другому;

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Теоретические аспекты обучения старших дошкольников измерительной деятельности и развитие представлений о величине
Вопрос о роли измерений в формировании первых математических представлений ставился еще в работах К.Д. Ушинского [1]. Прогрессивные представители русской методики арифметики также значительное внимание уделяли этой проблеме. Первые советские методисты в области дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, ...

Оценка профессионального уровня воспитателя инклюзивной группы
Педагогами был пройден тест, взятый из пособия под редакцией к.п.н. Никишиной И.В. «ДОУ. Диагностическая и методическая работа». Тест « Определите на каком уровне вы находитесь как воспитатель» был предложен воспитателям в начале исследования, на входе на 1 этапе (июль 2009г.) и на выходе, 3 этапе ...

Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Прилагательные классифицируются по ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru