Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

Перспективы образования » Воспитание нравственных поступков старших школьников » Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора

Страница 2

- позиция человека, предпочитающего репродуктивную деятельность;

- исполнителя;

- реализатора чужих идей и т. п. Таким образом, при выборе командира дети определяют свою позицию по отношению к этому человеку и свою роль в жизни отряда. Ситуация выбора собственной функции в деятельности. В ситуации выбора собственной функции в деятельности младшие подростки, по сути, определяли свою роль в игре. Эта роль несла определенную функциональную нагрузку и предполагала некую степень ответственности. Таким образом, в основе данного выбора в первую очередь лежали интересы ребенка и, кроме того, его желание занимать активную или пассивную роль в игре. Например, профессии воина или посла предполагали активное участие, а роль архитектора подразумевала более спокойное существование в жизни лагеря. Ситуация выбора собственной цели деятельности в игре. В процессе самоопределения в выборе собственной цели деятельности в игре и после игры младшие подростки, по сути, определяли свою позицию по отношению к себе и к другим. Они выбирали между стремлением самореализоваться (в отношении с другими) или самоутвердиться (по отношению к себе). Хотя эти процессы сложно представить по отдельности, все же предполагалось преобладание одного из них. Выбор данной позиции опять же обусловливал активное участие или пассивное существование в игре. Изложенные предположения использовались нами при проведении исследования, цель которого была изложена выше. За основу взяли одну из предложенных ситуаций выбора, а именно, выбор каждым участником личной цели, которой нужно было попытаться достигнуть за период игры. После момента совершения выбора было проведено анкетирование детей 12 − 13 лет в двух отрядах (общая выборка составила 50 человек), направленное на выяснение степени самостоятельности подростков в совершении выбора и доли участия взрослых (вожатых, психологов, методистов) в этом выборе. Так мы попытались узнать, помогали ли взрослые делать подросткам выбор, и если помогали, то каким образом. В результате обработки полученных данных мы получили следующие результаты.

Из 50 детей советовался со взрослыми при совершении выбора 21 человек, то есть 42% от общего числа детей. Для сравнения приведем данные о том, сколько человек обсуждали совершаемый выбор с товарищами. Это тоже 21 человек, или 42%. Советовались в процессе совершения выбора и с товарищами и со взрослыми 8 человек -16%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для младших подростков и взрослые, и сверстники являются референтными группами, причем степень их значимости примерно одинакова. Это подтверждают данные, полученные при ответе детей на дополнительные вопросы анкеты, направленные на выяснение того, кто из окружающих взрослых является значимым для младшего подростка. Им был задан вопрос: «Хотел бы ты обсудить свой выбор с вожатым; с психологом; с родителями; с товарищами»? Среди ответов мы получили следующее процентное соотношение: 26% ребят хотели бы обсудить свой выбор с вожатым, 29% − с родителями, 25% − с психологом и 20% − с товарищами. Особый интерес вызывает желание обсудить свой выбор именно со взрослым (с родителями, с педагогом, с психологом). Мы считаем: это подтверждает факт того, что взрослые для младших подростков еще очень значимы и дети с готовностью прислушиваются к их мнению в спорных вопросах.

В ходе исследования мы попытались узнать, повлияет ли совет взрослого на успешность совершенного младшим подростком выбора. Мы предполагали, что дети, определившие свою позицию вместе со взрослым, сделали более успешный выбор, соответствующий их интересам и возможностям. Для проверки данной гипотезы в период окончания игры нами было проведено повторное анкетирование детей, а также опрос вожатых этих отрядов. Предложенные вопросы были направлены на определение степени удовлетворенности ребенком собственным выбором, отношение к этому выбору и стремление к реализации выбранной позиции. Анкета содержала вопросы закрытого типа, варианты ответов на которые были проранжированы по степени усиления интересующих нас качеств. Опрос вожатых преследовал ту же исследовательскую цель, и их мнение выступало в качестве экспертной оценки ответов детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Функции и задачи дидактических игр при обучении иностранному языку
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном язык ...

Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников
Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия. А в учебнике Конституционного права говорится, что современном общест ...

Воспитание скоростных способностей
Для обозначения качеств спортсмена, непосредственно определяющих скоростные характеристики его действий, издавна пользуются обобщающим термином "быстрота". В последние десятилетия он все чаще замещается термином "скоростные способности". Дело в том, что исследования конкретных ф ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru