Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького

Страница 1

В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работать. Вместе с тем это желание работать сопровождалось у многих воспитанников отрицательным отношением к учебе и полным отсутствием у них планов и перспектив на будущее.

Кто читал автобиографическую «Педагогическую поэму» тот наверняка помнит, что Макаренко в своей деятельности в самом начале существования коммуны применил, даже, рукоприкладство по отношению к самому авторитетному воспитаннику. Лишь после этого небольшой подростково-юношеский коллектив, состоящий к тому времени всего из 7 человек, заработал.

Продолжая свои наблюдения, Макаренко пришел к важному педагогическому заключению, которое было сформулировано им в следующих словах: « .трудовой процесс, рассматриваемый отдельно, быстро и легко становится автономным механическим действием, не включенным в общий поток психологической жизни, чем-то наподобие дыхания или ходьбы. Он отражается на психике только травматически, а не конструктивно, потому его влияние на создание новых общественных мотиваций совершенно ничтожно».

Перед Макаренко встал вопрос о воспитательной ценности труда в зависимости от его характера.

Ремесленный труд в мастерских, по мнению Макаренко, стоял выше самообслуживания, так как он имеет свою внутреннюю логику, основанную на некотором разделении труда. Идея ответственности представлена в ремесленном труде более выразительно, чем в труде по самообслуживанию.

Но вместе с тем в ограниченной замкнутости ремесленного труда кроется опасность возникновения антисоциальных мотиваций поведения. Не только у себя, но и в других колониях, где работа строилась на воспитании ремесленника-отличника, Макаренко наблюдал у некоторых воспитанников появление самоуверенности в суждениях, соединенной с невежеством, ограниченности мысли и бедности речи, идей накопительства, мелочной завистливости и т.п.

Но достаточно было небольшого усилия, говорит Макаренко, чтобы заметить, что улучшение морального состояния воспитанников происходит параллельно с развитием хозяйства, по мере того, как коллектив входит в руководство этим хозяйством. Отсюда Макаренко сделал вывод, что развитие хозяйства, которое содержит в себе «постоянный заряд напряжения и работы, если это движение вызывается к жизни сознательным стремлением и пафосом коллектива, обязательно создаст самое главное, что необходимо колонии: морально здоровый фон, на котором более явственный моральный рисунок уже не так трудно будет выполнить».

Другими словами, Макаренко знал, что улучшение условий и увеличение направлений труда неразрывно связано повышением качества, как и выпускаемой продукции, так и самого процесса воспитания. Работающие колонисты будут знать идеалы сегодняшнего дня, будут уверенны, что они не поменяются, что их труд обязательно принесёт плоды – если не сегодня, то завтра. На фоне общей идеологии того времени «строительство, освоение и добыча» труд в колонии не был просто чем-то формальным, а вписывался в общие идеи строительства коммунизма и укрепления советской власти.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Все функции устного общения ...

Роль преподавателя в учебном процессе иностранной аудитории
Преподаватель иностранного (русского) языка в ВУЗе сегодня мало чем отличается от своих коллег с других кафедр. Хотя и здесь уже начинают проявляться определенные тенденции, связанные с усилением гуманистической составляющей в преподавании этой учебной дисциплины. Специфика преподавания данной дисц ...

Содержание и учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Основы православной культуры»
Основы православной культуры (ОПК) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru