Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работать. Вместе с тем это желание работать сопровождалось у многих воспитанников отрицательным отношением к учебе и полным отсутствием у них планов и перспектив на будущее.
Кто читал автобиографическую «Педагогическую поэму» тот наверняка помнит, что Макаренко в своей деятельности в самом начале существования коммуны применил, даже, рукоприкладство по отношению к самому авторитетному воспитаннику. Лишь после этого небольшой подростково-юношеский коллектив, состоящий к тому времени всего из 7 человек, заработал.
Продолжая свои наблюдения, Макаренко пришел к важному педагогическому заключению, которое было сформулировано им в следующих словах: « .трудовой процесс, рассматриваемый отдельно, быстро и легко становится автономным механическим действием, не включенным в общий поток психологической жизни, чем-то наподобие дыхания или ходьбы. Он отражается на психике только травматически, а не конструктивно, потому его влияние на создание новых общественных мотиваций совершенно ничтожно».
Перед Макаренко встал вопрос о воспитательной ценности труда в зависимости от его характера.
Ремесленный труд в мастерских, по мнению Макаренко, стоял выше самообслуживания, так как он имеет свою внутреннюю логику, основанную на некотором разделении труда. Идея ответственности представлена в ремесленном труде более выразительно, чем в труде по самообслуживанию.
Но вместе с тем в ограниченной замкнутости ремесленного труда кроется опасность возникновения антисоциальных мотиваций поведения. Не только у себя, но и в других колониях, где работа строилась на воспитании ремесленника-отличника, Макаренко наблюдал у некоторых воспитанников появление самоуверенности в суждениях, соединенной с невежеством, ограниченности мысли и бедности речи, идей накопительства, мелочной завистливости и т.п.
Но достаточно было небольшого усилия, говорит Макаренко, чтобы заметить, что улучшение морального состояния воспитанников происходит параллельно с развитием хозяйства, по мере того, как коллектив входит в руководство этим хозяйством. Отсюда Макаренко сделал вывод, что развитие хозяйства, которое содержит в себе «постоянный заряд напряжения и работы, если это движение вызывается к жизни сознательным стремлением и пафосом коллектива, обязательно создаст самое главное, что необходимо колонии: морально здоровый фон, на котором более явственный моральный рисунок уже не так трудно будет выполнить».
Другими словами, Макаренко знал, что улучшение условий и увеличение направлений труда неразрывно связано повышением качества, как и выпускаемой продукции, так и самого процесса воспитания. Работающие колонисты будут знать идеалы сегодняшнего дня, будут уверенны, что они не поменяются, что их труд обязательно принесёт плоды – если не сегодня, то завтра. На фоне общей идеологии того времени «строительство, освоение и добыча» труд в колонии не был просто чем-то формальным, а вписывался в общие идеи строительства коммунизма и укрепления советской власти.
Статьи о педагогике:
Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы
в исследовании
На вопрос, что такое личность, психологи и педагоги отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти ...
История формирования городов
Города Курска возникали разновременно и по разным причинам. Одни представляли собой пограничные укреплённые пункты, города-крепости. Это Курск, Рыльск, Обоянь, Суджа. Большинство этих городов было основано в конце 16 или в 17 веке. Только Курск и Рыльск основаны раньше. Городу Судже пришлось быть б ...
Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер: а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

