Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.( табл.1)
Таблица 1. Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.
Компоненты воспитательной системы |
Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент |
1. Классный руководитель. 2. Учащиеся класса. 3. Родители учащихся. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. |
II. Ценностно-ориентационный компонент |
1. Цели и задачи воспитания. 2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. |
III. Функционально-деятельностный компонент |
1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. |
IV. Пространственно-временной компонент |
1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы. |
V. Диагностико-аналитический компонент |
1. Критерии эффективности воспитательной системы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. |
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в виде схемы 1.
Статьи о педагогике:
Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, практику работы ДОУ, мы, решили провести опытно-эксперементальную работу по данной проблеме. Исследование проводилось в ДОУ № 60 Мирабадского района г.Ташкента. Экспериментальная группа состоит из детей 5-7 лет в составе 10 человек. Цель ко ...
Программа деятельности ДДЮТ по развитию творческого потенциала подростков с использованием
фотографии
Выбор и приглашение 20 воспитанников хореографического отдела и 20 воспитанников из спортивно-технического отдела принять участия в занятиях по искусству фотографии. Исследовательская работа для выявления начального уровня развития творческого потенциала учащихся, с помощью использования различных ...
Психические процессы. Ощущения
Ощущение – это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств, предметов и явлений (свойственно и человеку и животному, находится на сенсорной стадии развития организма). Функция ощущения – это своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования