Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.( табл.1)
Таблица 1. Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.
|
Компоненты воспитательной системы |
Составные части (элементы компонентов) |
|
I. Индивидно-групповой компонент |
1. Классный руководитель. 2. Учащиеся класса. 3. Родители учащихся. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. |
|
II. Ценностно-ориентационный компонент |
1. Цели и задачи воспитания. 2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. |
|
III. Функционально-деятельностный компонент |
1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. |
|
IV. Пространственно-временной компонент |
1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы. |
|
V. Диагностико-аналитический компонент |
1. Критерии эффективности воспитательной системы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. |
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в виде схемы 1.
Статьи о педагогике:
Исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте
Для доказательства поставленной гипотезы было проведено исследование использования средств наглядности на уроках обучения грамоте. Цель исследования – исследовать эффективность использования средств наглядности на уроках обучения грамоте. Задачи исследования: 1. Разработать методики исследования эф ...
Воспитание патриотизма – как основа воспитания чувства гражданственности у
детей старшего дошкольного возраста
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновацион ...
Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

