Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки
Для создания сочинения в жанре портретной зарисовки требуются специальные знания об особенностях функционирования данной модели высказывания, а также соответствующие коммуникативно-жанровые умения.
Чтобы проверить правильность поставленной гипотезы исследования, т.е. получить объективные данные, которые позволили бы оценить результативность разработанной методической модели, потребовалось организовать и провести эксперимент.
Мы учитывали, что готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки включает в себя три основных критерия: когнитивный, мотивационный и деятельностный.
Когнитивный критерий включает знания младших школьников о жанре портретной зарисовки, о соответствующих коммуникативно-жанровых умениях.
Мотивационный критерий содержит представления о коммуникативной цели и содержании портретной зарисовки.
Деятельностный критерий определяет особенности использования элементов портретной зарисовки в речевой практике младших школьников.
В настоящей главе представляем программу, ход и результаты опытного обучения, а также выводы об эффективности разработанной методики.
Для организации эксперимента, кроме выявления жанровых особенностей портретной зарисовки, потребовалось установить исходный уровень знаний школьников о специфике портретной зарисовки и соответствующих умений, которые необходимы для коммуникативно-речевой деятельности, связанной с созданием сочинения в жанре портретной зарисовки.
С этой целью был организован и проведен констатирующий эксперимент, в основу которого были положены следующие диагностические методы:
- выполнение практического задания, связанного с необходимостью выбрать из трех текстов текст с элементами портретной зарисовки;
- беседа с учащимися;
- анкетирование «Учитель глазами детей».
Рассмотрим результаты выполнения практического задания.
Текст №1
Дядя Миша очень добр ко мне. Он всегда готов ответить на мои вопросы, помогает мне выполнять домашнее задание. Дядя Миша знает много интересных историй про пиратов и кладоискателей.
Текст №2
Ясным летним днем мы с братом отправились ловить рыбу на пруд. Дорога лежала через березовую рощу. Как же там красиво! Стройные березки шелестели листвой, в ветвях пели птицы, летали бабочки и стрекозы.
Текст №3
Нашу соседку звали тетя Лена. Она была немолодая, но очень красивая, носила длинные цветастые юбки и туфли на каблуках. Волосы у неё были черного цвета, длинные, тетя Лена всегда их заплетала в две косы.
80% учащихся (20 человек) сказали, что в жанре портретной зарисовки выполнен текст №3. В ходе беседы выяснено, что в данном тексте содержится описание внешности человека, тогда как в тексте №1 описываются качества человека, а в тексте №2 описывается природа.
Анкетирование «Учитель глазами детей»
За основу мы взяли исследование М.М. Рубинштейна. Он проводил анкетное обследование преимущественно среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Вслед за ним мы предложили детям три вопроса:
Статьи о педагогике:
Организация экспериментальной работы по выявлению социальной активности
студентов КБГУ
В целях выявления актуального уровня социальной активности студентов вуза нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с применением методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.А. Мильмана и «Вопросника для выявления социального самоконт ...
Развитие ловкости
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Оценить уровень развития ловкости очень трудно. Обычно его определяют либо по времени, необходимому для полного овла ...
Воспитание патриотизма – как основа воспитания чувства гражданственности у
детей старшего дошкольного возраста
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновацион ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования