Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки

Перспективы образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки

Страница 1

Для создания сочинения в жанре портретной зарисовки требуются специальные знания об особенностях функционирования данной модели высказывания, а также соответствующие коммуникативно-жанровые умения.

Чтобы проверить правильность поставленной гипотезы исследования, т.е. получить объективные данные, которые позволили бы оценить результативность разработанной методической модели, потребовалось организовать и провести эксперимент.

Мы учитывали, что готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки включает в себя три основных критерия: когнитивный, мотивационный и деятельностный.

Когнитивный критерий включает знания младших школьников о жанре портретной зарисовки, о соответствующих коммуникативно-жанровых умениях.

Мотивационный критерий содержит представления о коммуникативной цели и содержании портретной зарисовки.

Деятельностный критерий определяет особенности использования элементов портретной зарисовки в речевой практике младших школьников.

В настоящей главе представляем программу, ход и результаты опытного обучения, а также выводы об эффективности разработанной методики.

Для организации эксперимента, кроме выявления жанровых особенностей портретной зарисовки, потребовалось установить исходный уровень знаний школьников о специфике портретной зарисовки и соответствующих умений, которые необходимы для коммуникативно-речевой деятельности, связанной с созданием сочинения в жанре портретной зарисовки.

С этой целью был организован и проведен констатирующий эксперимент, в основу которого были положены следующие диагностические методы:

- выполнение практического задания, связанного с необходимостью выбрать из трех текстов текст с элементами портретной зарисовки;

- беседа с учащимися;

- анкетирование «Учитель глазами детей».

Рассмотрим результаты выполнения практического задания.

Текст №1

Дядя Миша очень добр ко мне. Он всегда готов ответить на мои вопросы, помогает мне выполнять домашнее задание. Дядя Миша знает много интересных историй про пиратов и кладоискателей.

Текст №2

Ясным летним днем мы с братом отправились ловить рыбу на пруд. Дорога лежала через березовую рощу. Как же там красиво! Стройные березки шелестели листвой, в ветвях пели птицы, летали бабочки и стрекозы.

Текст №3

Нашу соседку звали тетя Лена. Она была немолодая, но очень красивая, носила длинные цветастые юбки и туфли на каблуках. Волосы у неё были черного цвета, длинные, тетя Лена всегда их заплетала в две косы.

80% учащихся (20 человек) сказали, что в жанре портретной зарисовки выполнен текст №3. В ходе беседы выяснено, что в данном тексте содержится описание внешности человека, тогда как в тексте №1 описываются качества человека, а в тексте №2 описывается природа.

Анкетирование «Учитель глазами детей»

За основу мы взяли исследование М.М. Рубинштейна. Он проводил анкетное обследование преимущественно среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Вслед за ним мы предложили детям три вопроса:

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Программа деятельности ДДЮТ по развитию творческого потенциала подростков с использованием фотографии
Выбор и приглашение 20 воспитанников хореографического отдела и 20 воспитанников из спортивно-технического отдела принять участия в занятиях по искусству фотографии. Исследовательская работа для выявления начального уровня развития творческого потенциала учащихся, с помощью использования различных ...

Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...

Понятие патриотического воспитания
Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых разли ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru