Личность учителя глазами младшего школьника

Перспективы образования » Личность учителя глазами младшего школьника

Сегодня в период интенсивного экономического, политического, социального развития принято говорить о глобализации всех сфер жизни. Причём «центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности». По мнению И.А. Стернина, персонификация предполагает рост индивидуальной непохожести человека на других людей: «это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает процесс её духовного обогащения, рост самосознания, развёртывание духовного потенциала. Очевидно, следствием данного явления можно считать особое внимание общества к индивидуальному образу человека.

По нашему мнению, один из способов, который позволяет сформировать умения, связанные с оценкой и самооценкой возможностей личности младшего школьника является обращение к портретной зарисовке об учителе.

Данная дипломная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование проблемы обучения младших школьников жанру портретной зарисовке. Актуальность темы исследования вызвана следующим.

Во-первых, личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. Более того, личность учителя играет очень важное воспитательное значение для младшего школьника, т.к. ребенку свойственно подражать людям, которые ему симпатичны. Считается, что для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом.

Во-вторых, наше внимание к портретной зарисовке объясняется также тем, что особенности сочинения в данном жанре недостаточно изучены. Вместе с тем, установлено, что детское сочинение – это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребёнка, которая даёт возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений». Так, обзор лингвистических источников позволяет заключить, что специальные исследования такого типа высказывания специально не проводились.

В-третьих, изучение методического аспекта темы показало, что в научной литературе не разработаны программа, структура и содержание уроков, связанных с обучением школьников созданию текста портретной зарисовки. Однако одна из перспективных тенденций в развитии современной методики написания сочинений заключается в поиске условий организации словесного творчества, связанного с эмоциями и возможностями школьника в проявлении интеллектуального и духовного потенциала. В психолого-педагогической литературе достаточно подробно исследованы вопросы восприятия учителями учащихся, определена его содержательная сторона и значимость в образовательном процессе. Проблема же восприятия учителя учащимися практически не изучена, не исследована специфика отражения личности учителя в сочинениях учащихся.

Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема исследования: является ли жанр портретной зарисовки об учителе средством воспитания и развития личностных качеств младшего школьника?

Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается воспитательный процесс (система воспитания личностных качеств младшего школьника).

Предмет исследования – сочинение младшего школьника в жанре портретной зарисовки о личности учителя.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования жанра портретной зарисовки о личности учителя как средства воспитания личности младшего школьника.

Гипотеза исследования:

если в систему уроков развития речи в начальной школе включить сведения о жанре портретной зарисовки учителя, и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям создавать данное высказывания, то это в дальнейшем будет способствовать реализации личностного потенциала младшего школьника, возрастанию интереса школьников к процессу обучения и тем самым позволит сделать их общение с педагогом более эффективным, эмоциогенным.

Цель

исследования

: на основе теоретических сведений о жанровых признаках портретной зарисовки учителя и психолого-педагогических условий его успешного использования разработать модель обучения младших школьников приемам создания жанра портретной зарисовки учителя и оценить возможности данного высказывания как средства воспитания личностных качеств младшего школьника.

Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач

:

-выявить характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам оценки личности учителя в начальной школе;

-проанализировать комплекс персонифицированных высказываний, определить место портретной зарисовки учителя в их ряду;

-изучить степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной литературе;

-изучить профессиональную практику учителей начальных классов, выявить частотность и специфику использования высказываний об учителе и особенности их включения в структуру урока и системы уроков, внеурочную систему работы;

-на основе анализа текстов-образцов определить содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки;

-выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);

-определить цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в жанре портретной зарисовки учителя;

-разработать дидактическое сопровождение формирующего эксперимента, определить приемы и методы обучения, типы учебных заданий;

-организовать и реализовать опытное обучение;

-выделить объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверить его эффективность.

Методы исследования

:

-анализ психолого-педагогических и частнометодических источников;

-наблюдение за учебным процессом в начальной школе школах, изучение практического опыта использования сведений об учителе в деятельности педагогов;

-констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, диагностирующие срезы – творческие задания);

-формирующий эксперимент (опытное обучение) как ведущий метод;

-метод статистической обработки результатов.

Структура и основное содержание исследования

 

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновываются актуальность темы дипломного исследования, определяется его цель, гипотеза, задачи и методы.

В первой главе «Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности»

определяется степень разработанности различных аспектов темы в педагогике, лингвистике, психологии, рассматриваются жанровое своеобразие и особенности функционирования. Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения.

Вторая глава «Использование сочинения в жанре портретной зарисовки как средства оценки личности учителя»

содержит основные положения организации констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов; характеристику исходных положений, этапов и организации обучающего эксперимента, программу опытного обучения, методические разработки занятий, результаты опытного обучения.

В приложение к дипломной работе включены материалы констатирующего, формирующего экспериментов.

В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с необходимостью выяснить:

- степень разработанности различных аспектов темы в лингвистике, педагогике, психологии;

- жанровое своеобразие и особенности функционирования портретной зарисовки в контексте коммуникации школьника;

- психолого-педагогические основы работы над портретной зарисовкой.

Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу формирующего эксперимента.


Статьи о педагогике:

Качества хорошей речи
Один из основоположников культуры речи С. И. Ожегов писал: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное сред ...

Настройка работы и регистрация данных с помощью цифровой лаборатории «Архимед»
Для реализации цели работы – исследования возможностей цифровой лаборатории «Архимед» для применения в урочной и внеурочной деятельности по химии нами был применен метод анкетирования. Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса респондентов с целью сбора информации с ...

Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д. Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает доку ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru