Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

Перспективы образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

1. Подготовленность речи.

Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготовленным или неподготовленным (то есть спонтанным).

2. По способу предъявления информации в тексте.

По данному параметру в тексте выделяются явные (эксплицитные) тексты и скрытые (имплицитные). Портретная зарисовка – полностью явный (эксплицитный) текст, так как информация раскрывается в самом высказывании. Портретная зарисовка может и скрыто воплощаться в других текстах.

3. Соотнесенность с другими речевыми жанрами.

Выделяют следующие жанры, в зависимости от их задачи:

-Информативные, связанные с передачей информации, сообщения.

-Оценочные, направленные на оценку, выражения отношения: нравиться - не нравиться.

- Инструктивные, предполагающие дать рекомендации и содержащие алгоритм.

- Этикетно-церемониальные (приветствие, похвала, благодарность и так далее). По данному признаку портретная зарисовка является смешанным жанром – информативно-оценочным, где сообщается выражение отношения и передается информация о человеке. В основу разработки формирующего эксперимента были положены исследования в области лингвистики, психологии, методики преподавания, риторики и т.д.

Лингвистической основой является представление о портретной зарисовке как определенной жанровой разновидности произведений.

Литературной основой стали:

а)литературоведческие понятия.

- характеристика,

- описание,

- композиция.

б)образцы портретных зарисовок.

Психологическую и педагогическую базу методики обучения составили сведения о возрастных особенностях младшего школьника.

В ходе проведения опытного обучения предстояло решить следующие задачи:

1)сформировать представление о портретной зарисовке.

2)сформировать оценочное отношение ребенка к личности учителя.

3) выработать практические умения по созданию сочинения с элементами портретной зарисовки.

Для того чтобы показать особенности эксперимента, мы остановимся на последовательности формирования умений.

Формирование умений проходило в 3 этапа:

1) На первом этапе актуализировались сведения о профессии учителя, личности учителя. Затем вводилось понятие «портретная зарисовка» и сведения об этом виде текстов (жанрообразующие признаки).

2) На следующем этапе закрепились знания и умения, связанные с созданием портретной зарисовки.

3) Третий этап носит творческий характер, так как здесь анализируем и создаём, проверяем как учащиеся научились создавать сочинения в жанре портретной зарисовки с учетом полученных знаний.


Статьи о педагогике:

Уровни тренинга
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на ...

Этический аспект преподавания в начальной школе
Нравственность служит ориентиром для обучения: она его направляет, упорядочивает, иногда накладывает ограничения и определяет содержание обучения. Фактически, первая задача образования - это научить школьников со знанием дела, критически оценивать нравственный аспект жизни. Отсюда следует, что знан ...

Воспитание выносливости
Выносливостью называют способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Известно, что утомление выполняет защитную функцию в организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих органов и систем. В любой деятельности человека участвует организм в ц ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru