Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

Перспективы образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки

1. Подготовленность речи.

Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготовленным или неподготовленным (то есть спонтанным).

2. По способу предъявления информации в тексте.

По данному параметру в тексте выделяются явные (эксплицитные) тексты и скрытые (имплицитные). Портретная зарисовка – полностью явный (эксплицитный) текст, так как информация раскрывается в самом высказывании. Портретная зарисовка может и скрыто воплощаться в других текстах.

3. Соотнесенность с другими речевыми жанрами.

Выделяют следующие жанры, в зависимости от их задачи:

-Информативные, связанные с передачей информации, сообщения.

-Оценочные, направленные на оценку, выражения отношения: нравиться - не нравиться.

- Инструктивные, предполагающие дать рекомендации и содержащие алгоритм.

- Этикетно-церемониальные (приветствие, похвала, благодарность и так далее). По данному признаку портретная зарисовка является смешанным жанром – информативно-оценочным, где сообщается выражение отношения и передается информация о человеке. В основу разработки формирующего эксперимента были положены исследования в области лингвистики, психологии, методики преподавания, риторики и т.д.

Лингвистической основой является представление о портретной зарисовке как определенной жанровой разновидности произведений.

Литературной основой стали:

а)литературоведческие понятия.

- характеристика,

- описание,

- композиция.

б)образцы портретных зарисовок.

Психологическую и педагогическую базу методики обучения составили сведения о возрастных особенностях младшего школьника.

В ходе проведения опытного обучения предстояло решить следующие задачи:

1)сформировать представление о портретной зарисовке.

2)сформировать оценочное отношение ребенка к личности учителя.

3) выработать практические умения по созданию сочинения с элементами портретной зарисовки.

Для того чтобы показать особенности эксперимента, мы остановимся на последовательности формирования умений.

Формирование умений проходило в 3 этапа:

1) На первом этапе актуализировались сведения о профессии учителя, личности учителя. Затем вводилось понятие «портретная зарисовка» и сведения об этом виде текстов (жанрообразующие признаки).

2) На следующем этапе закрепились знания и умения, связанные с созданием портретной зарисовки.

3) Третий этап носит творческий характер, так как здесь анализируем и создаём, проверяем как учащиеся научились создавать сочинения в жанре портретной зарисовки с учетом полученных знаний.


Статьи о педагогике:

Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект
Относительно поставленных задач методом исследования был выбран анкетный опрос. Нам представляется необходимым обозначить ряд факторов, влияющих на достоверность данных, при использовании анкетного опроса в изучении ценностных ориентаций людей, которые следует учитывать при интерпретации полученных ...

Влияние гармоничных и дисгармоничных звучаний
В век информационных технологий у человека нет возможности остаться наедине со своими мыслями, нас окружает непрерывные поток информации, который начинается с того, как мы выходим с утра на улицу. Например, спускаясь по эскалатору в метрополитене, нет никаких шансов погрузиться в литературу (будь т ...

Выборочный анализ поэтического произведения как комплексный подход к его пониманию
В учении об особенностях поэтического языка заложен фундамент, на котором держится весь русский формальный метод. Русский литературный язык, по происхождению своему чужеродный, настолько проник в толщу народа, что уравнял с собой многое в народных говорах, зато литература начала проявлять любовь к ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru